Владимир Юрьевич Вяткин начал свой творческий путь в АПН. "Так случилось, что я попал в Главную редакцию фотоинформации АПН помощником художника, - рассказывает Мастер, - и меня сразу захватила атмосфера фотографии - вокруг были снимки, снимки, снимки, все бегали с тяжелыми кофрами, набитыми аппаратурой, и до хрипоты спорили о разных направлениях в своей профессии. Однажды я пошел на выставку "Интерпрессфото" (фотоконкурс стран социалистического содружества) и увидел там знаменитые малышевские портреты - актрисы Зинаиды Кириенко и девушки с распущенными волосами. Они произвели на меня потрясающее впечатление! Вскоре я купил в комиссионном магазине старенький "Контакс" и принялся учиться снимать".
"Каждый день в обеденный перерыв я выходил на Пушкинскую площадь и отснимал 3-4 пленки, а вечером разводил в ванной растворы, проявлял и смотрел. Моя первая пленка была абсолютно черной", - из разговора с начинающими фотожурналистами в МГУ об определении выдержки и диафрагмы.
После этого - армия, где Владимир снимал и присылал некоторые работы Василию Малышеву. "...мы переписывались, и через два года он вернулся уже человеком, вполне умевшим обращаться с фотоаппаратом, - рассказывал учитель, - мы совершили ряд поездок - на Украину, в Грузию, в Литву, работали и в Москве. И если он чему-то учился, то по ходу дела, глядя через плечо. Постепенно я обнаружил, что Володя обладает своеобразным видением, умением ориентироваться, быстрой реакцией. На отдельных съемках я уже доверял ему работать с камерой, а сам, так сказать, режиссировал. Помню, на металлургическом заводе в Рустави нам надо было сделать портрет знатного сталевара. Это был необычайно славный, доброжелательный, мужественный человек, свое дело знал превосходно, но вот беда - объектива боялся больше, чем огня. Надо было ловить момент. Я - с камерой, Володя - с лампой на длинном отводе. Ждем, следим, терпим. Скомандовать Володе не могу, чтобы не смутить нашего героя. И вдруг - вот оно, то самое. Не глядя на Вяткина нажимаю спуск, а за мгновение до этого он включает лампу. Снимок получился".
Постепенно Владимир Вяткин начинает осознавать то, что надо идти своим путем. "Портреты тяготеют к классическим позам, - рассказывает Мастер, - в них совсем не скрывается, что человек знает и ни на секунду не забывает: его сейчас фотографируют. Это бесспорно интереснее и честнее, чем заставлять героя изображать полное неведение. На это есть и другие пути. Например, снимать так, чтобы человек и в самом деле о том не знал. Или дать человеку привыкнуть к фотообъективу, забыть про него, увлечься своим делом, напрочь перестать позировать". "Если вы хотите стать фотожурналистами, учитесь быть незаметными, "мухой на стене", - ответ на реплику одной студентки, у которой попросили лицензию на право фотосъемки в городе Москве.
Теперь Владимир Юрьевич - уже признанный Мастер и Учитель - он преподает на факультете журналистики в МГУ. Вяткин не зациклен на какой-либо определенной теме, но чтобы он не отразил, все выходит впечатлительно, будь то спорт или экология, политика или война. Лейтмотивом его творчества является Человек и его Окружение.
В 1985 году Международная Организация журналистов (IOJ) присвоила ему статус "Международный Мастер Фотожурналистики". Вяткин - участник множества российских и международных выставок, его персональные выставки проходили во многих городах России, в Югославии, Словении, Чехии, Венгрии, Болгарии, Китае, Монголии, Никарагуа, Сирии, Германии... Он обладатель приза "Golden Eye" (Золотой глаз) и трех золотых медалей "World Press Photo", трижды он входил в жюри этого конкурса (1987, 1988, 1992 гг). Работы Мастера побеждали в престижнейших фотоконкурсах - Интерпрессфото, Mother Jones Photo Contest(International Fund for Documentary Photography - США), SSF World Sports Photo Contest (Япония), Humanity Photo Award и Great Wall (Китай)... В 1998 году Международный Олимпийский Комитет (Швейцария) вручил Вяткину диплом "Лучшее портфолио", а в 2002 году он получил "Золотой приз" Саддама Хусейна.
|