Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическим верованиями. В палеолитических стоянках, открытых во многих странах (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в Советском Союзе и др.), обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин - прародительниц рода, к которым принадлежат и т. н. палеолитические Венеры. Ещё шире круг неолитических скульптурных памятников. Круглая скульптура, обычно небольших размеров, резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер...
|
|
Исключительная ценность коллекции русской скульптуры в ее обширности и высоком художественном качестве составляющих ее произведений. В ней представлены полные комплексы работ почти всех известных русских ваятелей, что создает возможность для внимательного изучения всех этапов развития отечественной пластики. В собрании музея работы из мрамора, гранита, дерева, воска, терракоты, бронзы, чугуна, гипса, выполненные в различных техниках - рубкой, лепкой, литьем, гальванопластикой. Станковая скульптура - бюсты, статуи, композиции - это, бесспорно, основа коллекции...
|
|
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами С...
|
|
Коллекцию советской скульптуры можно условно разделить на две большие части: ретроспективную и современную. Произведения известных скульпторов, работавших в главном мейнстриме эволюции советского искусства, В.И.Мухиной, С.Т.Коненкова, И.Д.Шадра, В.Н.Домогацкого, М.Г.Манизера, показаны в нашей коллекции монографически. В ней имеются и произведения, ставшие классикой советской скульптуры (например, "Булыжник - оружие пролетариата" Шадра, "Рабочий и колхозница" Мухиной, "Степан Разин с дружиной" Коненкова), и малоизвестные работы, этюды, эскизы, проекты памятников...
|
|
|