Владлен Гаврильчик - один из наиболее ярких представителей первого поколения ленинградского андеграунда. Художник и поэт, Гаврильчик и своим искусством, и стилем жизни воплощал наиболее творческие, то есть некоммерциализированные и неидеологизированные начала той специфической культуры, которая сформировалась в Ленинграде в 1970-х годах как оппозиция культуре официозной.
Гаврильчик начинал свою художественную карьеру как "художник седьмого дня". Профессиональный военный моряк, он занялся искусством , ставшим делом его жизни, будучи уже вполне сложившимся человеком. Однако, примитивный метод, длившийся более десятилетия, ознаменован внутренним развитием: от естественного и стихийного наивизма мировосприятия Гаврильчик в исходу 70-х годов приходит к осмыслению примитивистских приемов как специфических выразительных средств. Это уже не традиционная "неученая" живопись: наивистская интонация вполне отрефексированна, скорее, это та линия абсурдистского мироощущения, которая ведет свои истоки от поэтики 20-30-х годов и которая окрашена социокультурными импульсами "советского образа жизни" 70-х. В 1980-е годы в творчестве Гаврильчика нарастают социальные мотивы, однако, его репрезентативные портреты и жанры трудно причислить к набирающему силу соц-арту: скорее, это очень индивидуальная, ироничная, не теряющая нарротивности исторической живописи.
В начале 90-х годов Гаврильчик начинает заниматься объектом, выполняет ряд объемных композиций на темы корабельной архитектуры. При этом художник активно работает в живописи, сформировав вокруг себя группу "кружок рисования".
Работы В. Гаврильчика находятся в ряде престижных частных собраний Европы и США, в частности, коллекция Нортона Доджа, ныне преданной в музей Rutger`s(Нью-Джерси). Большая группа произведений художника находится в Государственном русском музее.
А. Боровский
|