Зайдите в любую поисковую систему, в графе поиска введите "nude art" или "erotic photography", нажмите "Enter", и - увы! - большая часть найденных страниц окажется порно-сайтами. Это расстраивает. И было бы совсем плохо, если бы засилью порнографии в Сети не противостояло искусство с большой буквы, которое рассматривает тело не как товар, а как предмет прекрасный и достойный восхищения.
Ню (фр. nu - нагой, раздетый) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению обнаженного тела. Изображение нагого тела было уже известно в Древнем Египте ("Дочери фараона Эхнатона", роспись XIV в до н.э.), а в античной скульптуре, живописи и вазописи оно стало эстетической нормой и воплощением жизненного и художественного идеала (древнегреческие статуи, например "Афродита Милосская", II в. до н.э.). В средние века изображение нагого тела в Европе было строго ограничено немногими библейскими сюжетами, например, можно было увидеть обнаженных Адама и Еву в миниатюрах и скульптуре. В эпоху Возрождения нагое женское тело изображалось в рамках мифологического и аллегорического жанров (картины С. Боттичелли, Джорджоне, Тициана). В ХVII в происходит формирование ню как жанра. Художники создают полные одухотворенности и жизненного обаяния образы женской красоты (Д. Веласкес, П. Рубенс, Рембрандт, А. Ватто, Ф. Гойя). В академической живописи и скульптуре XVII-XIX вв. утверждаются нормы идеальной красоты, основанной на восприятии реальной натуры через призму классического искусства (античной скульптуры, живописи Возрождения). В обучении художников изображение обнаженной натуры становится обязательным, является показателем мастерства. В искусстве рококо, для которого характерны утонченно-грациозные, кокетливые, проникнутые чувственностью произведения, жанр ню широко распространяется (Ф. Буше). В XIX - начале XX вв. стал складываться реалистический облик живой, освобожденной от одежд женщины, вначале овеянной романтикой (Э. Делакруа, Ж.-Д. Энгр, К. Брюллов), а позднее откровенной, современной, погруженной в атмосферу реального бытия (Э. Мане, Э. Дега, О. Роден, О. Ренуар). В искусстве XX в. классический гармоничный тип ню получил большую свободу эмоционального выражения (А. Майоль, С. Коненков), связанную с поиском новых художественных средств.
|