А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Аверкамп Хендрик (Avercamp, Hendrik) (1585-1634), нидерландский художник, мастер зимнего пейзажа. Родился в Амстердаме 25 января 1585. Вскоре семья вернулась в Кампен (провинция Оверэйссел), где его отец содержал аптеку. Был от рождения немым - отсюда его прозвище (Stomme van Campen, "немой из Кампена"). Учился у П. Исакса в Амстердаме. В 1613 совершил поездку в Италию. Испытал большое влияние фламандского маньеристического пейзажа (Г. ван Конинксло, Д. Винкбонс). Специализировался на зимнем пейзаже, став известнейшим живописцем этой темы во всем европейском искусстве. Если колорит его ранних вещей ("Катание на коньках", Государственный музей изобразительных искусств имени А...
|
|
Алеш Миколаш (Ale, Mikol) (1852-1913), чешский художник, один из лидеров национального романтизма в искусстве Восточной Европы. Родился в Миротице (южная Чехия) 18 ноября 1852. Учился в пражской Академии художеств (1869-1876). Жил преимущественно в Праге. Был членом объединений "Художественный клуб" ("Umeleck beseda") и "Манес" (с 1887 занимал пост председателя "Манеса"). Уже в студенческие годы увлекся исторической темой. Получил широкую известность своими живописными полотнами, эмоционально выражающими эпос и лирику родной истории (Гуситский лагерь, На могиле воина-гусита, обе работы - 1877; Встреча Йиржи из Подебрад с королем Матвеем Корвином, 1878; цикл Жизнь древних славян, 1891; все картины - в Национальной галерее, Прага), а также большими циклами романтичных рисунков (Пять чувств, 1876; Отчизна, 1878-1881; Стихии, 1881, изданы в виде ксилографий в 1882; иллюстрации к народным песням и поговоркам, с 1886; все работы - там же)...
|
|
Лоуренс Алма-Тадема (Alma-Tadema, Lawrence) (1836-1912), английский художник, представитель романтического историзма. По происхождению голландец; родился в Дронрейпе (северные Нидерланды) 8 января 1836. Учился в антверпенской Академии художеств (1852-1858). Сдружившись со своим наставником Х. Лейсом, одним из лидеров бельгийского романтизма, сотрудничал с ним в создании фресок на сюжеты фламандской истории (для антверпенской ратуши, 1857-1858). С 1870 обосновался в Лондоне. Первоначально писал полотна на средневековые мотивы, но с 1863, после посещения Италии, доминирующей темой его искусства стала классическая античность...
|
|
Годы жизни: 1404-1472 гг. Итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности". Его полотен и скульптур сохранилось мало. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г.) дано первое научное описание перспективы. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни; изданный посмертно в 1485 г...
|
|
Годы жизни: 1889 - 1970 Родившийся в провинции и рано лишившийся отца, Н.И. Альтман всего достиг собственными силами и благодаря таланту. Учился он в Одесском художественном училище (1902-07), но оставил его, не удовлетворенный преподаванием, и вернулся в Винницу, где начал работать самостоятельно. В конце 1910 г. он сумел съездить в Париж и пробыл там всего одиннадцать месяцев, но полученных впечатлений ему оказалось достаточно, чтобы завершить профессиональное становление и определить свой путь в искусстве. Феноменальная природная чуткость позволяла Альтману быстро подхватывать и органично усваивать актуальные художественные идеи своего времени, а редко встречающийся врожденный профессионализм - тотчас воплощать эти идеи в безукоризненно артистичной и элегантной, легко воспринимаемой форме, к какой бы области творчества он ни обращался...
|
|
Один из виднейших австрийских живописцев - Фридрих фон Амерлинг (1803-1887) прожил долгую и плодотворную жизнь. Он родился 14 апреля 1803 года в Вене, рано проявившиеся способности к рисованию привели его в 13-летнем возрасте в Венскую Академию изобразительных искусств - одно из старейших художественных заведений Европы, которое давало своим ученикам серьезную академическую подготовку. В эти годы австрийскому искусству была присуща в основном романтическая направленность. Австрийский романтизм в условиях засилья феодальной реакции принял несколько консервативный характер. Однако уже в эти годы у австрийских художников проявились интерес к бытовым деталям, тяга к непосредственности и лиричности, характерные для последующего периода...
|
|
Анисфельд Борис Израилевич (наст. имя Бер Срулевич) (1878-1973), русский художник, сценограф. Родился в местечке Бельцы (Бессарабская губерния) 2 (14) октября 1878. Учился в Одесской рисовальной школе у Г.А. Ладыженского и К.К. Костанди (1895-1900). Занимался также в петербургской Академии художеств (1901-1909), в мастерских И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского. Был членом "Мира искусства" (с 1910), участвовал в выставках "Союза русских художников". Получил известность живописными образами сказочных грез и феерий (Восточная легенда, 1905, Третьяковская галерея; Волшебное озеро, 1914, Русский музей, Петербург); стремился к особой, ирреальной звучности цвета...
|
|
Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) (ок. 1430-1479), итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения. Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны. Однако совершенно ясно, что, хотя и не он познакомил Италию с масляной живописью, как об этом сообщают ранние источники, именно Антонелло продемонстрировал ее светоносные возможности венецианским живописцам, тем самым положив начало целому направлению, которому суждено было стать одним из магистральных путей в истории западноевропейского искусства...
|
|
Годы жизни: 17.03.1716 - 23.07.1795 Главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской Академии Художеств, был предпоследним ревизором иконописания при Св. Синоде, учитель знаменитого Левицкого, ученик Андрея Матвеева (Кобылина). Уже с 15-ти лет Антропов учился живописи у разных мастеров и в 1739 году принят учеником в канцелярию строений; в 1752 году послан в Киев для исполнения живописных работ в отстраивавшейся, по проекту графа Растрелли, церкви Андрея Первозванного, причем как образа для иконостаса, так купол и стены были писаны им самим без всякой посторонней помощи. Успев окончить работу в четыре года (1752 - 1756 год), А...
|
|
Апеллес - греческий художник 4 в. до н.э., считающийся величайшим художником античности, хотя его творения известны нам лишь по описаниям. Апеллес родился ок. 370 до н.э. в Колофоне в Малой Азии. Учился в Эфесе и в художественной школе Памфилия в Сикионе, где, кроме искусства изображений, преподавали арифметику, геометрию, оптику и теорию колористических эффектов. Апеллес упорно совершенствовал свои умения (выражение "черта Апеллеса" означает совершенство, достигнутое упорным трудом). Работал в Эфесе, на островах Кос и Родос, при дворах Филиппа, а затем Александра Македонского, у Птолемея в Александрии...
|
|
(1727 - 1797) Крепостной графа П. Б. Шереметева, ученик Г. Грота, автор многих портретов и религиозных картин. Известен также, как учитель живописцев А. П. Лосенко, К. И. Гловачевского, И. С. Саблукова, Ф. С. Рокотова, которые все впоследствии прославились. Из произведений А. выдаются: портреты М. Н. и Т. А. Ветошниковых (в Третьяковской галерее), кн. И. И. и княгини Е. А. Лобановых-Ростовских (в музее Александра III) и несколько портретов членов семьи Шереметевых (находятся в Кускове, под Москвой). Затем известны картина "Умирающая Клеопатра" (в московском Румянцевском музее), образ "Иоанн Дамаскин" (в церкви Большого Царскосельского дворца), несколько образов в "Новом Иерусалиме"...
|
|
Арп Жан (Arp, Jean) (1887-1966), также Арп Ханс, французский художник и скульптор, один из основоположников абстрактной скульптуры и основателей дадаизма - направления в искусстве, использовавшего в качестве средства выражения элементы бессмыслицы и абсурда. Арп много работал в области литературы; его поэзия, эпиграммы, критические произведения и размышления получили широкую известность. Эльзасец Арп писал по-французски и по-немецки. В течение всей жизни он использовал два имени - Жан и Ханс (второе - его настоящее имя, поскольку в 1887 Эльзас принадлежал Германии). Жан Арп родился в Страсбурге 16 сентября 1887...
|
|
Артсен Питер (Aertsen, Pieter) (1508/1509-1575), нидерландский художник, один из основоположников бытового жанра. Родился в Амстердаме в 1508 (или 1509) в семье чулочника. Учился у местного живописца А. Классена. В юности путешествовал по Нидерландам, а в 1535 обосновался в Антверпене, где испытал влияние Я. Мандейна, последователя И. Босха, и представителей романизма. Около 1556 вернулся в родной город. Pанние религиозные произведения Артсена обычно примыкают к итальянизирующей живописи романистов (Апостолы Петр и Иоанн, исцеляющие больных, 1545, Эрмитаж, Петербург). Он и впоследствии чутко улавливал идущие с юга новации, как бы одевая мощные и пластичные итальянские фигуры в нидерландские одежды, а также охотно пользуясь драматическими эффектами перспективы...
|
|
Русский художник-живописец, передвижник, пленэрные лирические жанрово-пейзажные полотна, картины тяжелой трудовой жизни народа А.Е. Архипов (1862, д. Егорова, Рязанская губ. 1930, Москва ) родился на Рязанщине, в крестьянской семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой его творчества. С детства Архипов рисовал "везде, всегда, всюду, где только можно", как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в это училище...
|
|
Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593) известен как автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Миланский художник эпохи Ренессанса и придворный живописец пражских Габсбургов, которому с помощью визуальных каламбуров удавалось создавать символические фигуры. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо, и его жизнь. Он родился в Милане. Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Арчимбольдо работал помощником своего отца, украшавшего Миланский собор. Отец Арчимбольдо был дружен с семьей живописцев Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо...
|
|
|