Художник, критик и историк искусства, театральный деятель и писатель Александр Николаевич Бенуа (1870 - 1960) принадлежал тому кругу представителей русской культуры начала XX века, который заявил о себе выходом в свет известного журнала "Мир искусства".
Родился в Петербурге в семье архитектора Н.Л. Бенуа. В 1885 - 1890 гг. учился в гимназии К.И. Мая и посещал классы Академии художеств. В 1894 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Написав в 1893 г. главу о русском искусстве для третьего тома `Истории живописи в XIX веке` Р. Мутера, вышедшего в 1894 г., заявил о себе как талантливый искусствовед.
В 1897 г., возвратившись из Франции, создал серию акварелей `Последние прогулки Людовика XIV`, которая принесла ему известность как художнику. И в дальнейшем Бенуа сохранял подобное двуединство, совмещая в себе художника и теоретика искусства.
С именем Бенуа связано возникновение в 1898 г. объединения `Мир искусства`, одним из основателей которого он явился. Вместе с С. Дягилевым становится редактором и одноименного журнала. В 1901-1903 г.г. Бенуа также редактирует и журнал `Художественные сокровища России`.
Перу Бенуа принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще: `Русская живопись в XIX веке` (1901, 1902), `Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа` (1911), `История живописи всех времен и народов` (серийное издание, 1910-1917) и др.
Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: `Франция эпохи `короля-солнца` и `Петербург XVIII - начала XIX в.`. К ним он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах, либо во Франции, где Бенуа часто и подолгу бывал, в Версале. Эти же темы господствовали и в его театральных и книжных работам, которым художник, как и большинство `мирискусников`, уделял много внимания.
Бенуа создал иллюстрации к `Пиковой даме` (1899, 1911) и `Медному всаднику` (1903-1922) А. Пушкина, выпустил книгу `Азбука в картинах Александра Бенуа` (1905). Театральная деятельность Бенуа началась в 1902 г. с оформления оперы Р. Вагнера `Гибель богов` для Мариинского театра. Для балета `Павильон Армиды` (1903) выполнил не только декорации, но и сочинил либретто. В дальнейшем, увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа `Русские сезоны`, начавшая в 1909 г. свои выступления в Париже. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей.
К балету И. Стравинского `Петрушка` (1911) Бенуа создал декорации, ставшие одним из высших достижений художника, а также написал либретто. Некоторое время вместе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Бенуа руководил Московским Художественным театром.
После революции Бенуа принимал участие в работе всяческих организаций, связанных, главным образом, с охраной памятников, а в 1918 г. стал хранителем Эрмитажа. В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, где, главным образом, работал в театре - сначала в парижской `Гранд-опера`, а после Второй мировой войны - в `Ла Скала` в Милане. С 1934 г. писал книгу мемуаров `Мои воспоминания`. Умер 9 февраля 1960 г. в Париже.
|