Делоне (Делоне-Терк), Соня (Сара) Елиевна (1885-1979), русская художница. Родилась в Градижске (Полтавская губерния) 1 (13) ноября 1885 в семье фабричного управляющего. Рано потеряв родителей, была удочерена дядей по матери, присяжным поверенным Г.Т.Терком. С 1905 поселилась в Париже, занималась в академии Ла Палетт, где среди ее наставников были А. Озанфан и А. Дюнуайе де Сегонзак. Выйдя замуж за Р. Делоне (1910), в 1912-1913 внесла большой личный вклад в разработку его теории (и практики) живописного симультанизма (или "орфизма"). В 1914-1920 жила с мужем в основном в Испании, где познакомилась с С.П. Дягилевым, приняв участие в его антрепризе (костюмы к балету "Клеопатра" на музыку А.С. Аренского, 1918).
Писала абстрактные полотна с концентрическими композициями, составленными из крупных, звучных, геометрически разграниченных цветовых зон. Начинала свой путь художника-оформителя с театра, а также с искусства книги: снабдила "орфическими" орнаментами поэму Б. Сандрара "Транссибирский экспресс" (изданную в 1913 в виде книги-"раскладушки"); написала попутно и одноименную беспредметную "картину-ленту" (Национальный музей современного искусства, Париж). Создав свой первый текстильный эскиз (в духе ярких мозаически-многоцветных крестьянских покрывал) в 1911, в 1920-е годы разрабатывала рисунки тканей для лионских фабрик. В 1924 открыла вместе Ж. Хеймом "Симультанистский бутик" (вошедший в состав Международной выставки декоративных искусств в Париже), где демонстрировались модели деловых, вечерних и спортивных платьев из тканей подобного авангардного типа - с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров. В поисках универсального дизайна Делоне-Терк оформляла, наряду с одеждой, и целый ряд иных изделий - вплоть до автомобилей. Во многом именно благодаря этому стиль "ар деко", синтезирующий модерн и авангард, стал определяющим фактором межвоенной моды. Завоевания ар деко были закреплены вышедшими в Париже альбомами художницы ("Ткани и ковры Сони Делоне", 1928; "Кoмпозиции. Цвета. Идеи", 1930).
Художница не оставляла и станкового искусства. В 1931 стала одним из организаторов салона "Abstraction - Creation" ("Абстракция - творчество"), а в 1939 - салона "Новые реальности". Внесла большой вклад в послевоенный подъем французского абстракционизма, по-прежнему сохраняя геометричную ритмику ярких, спектрально дополняющих друг друга цветов. Создавала также эскизы для мозаик и витражей, занималась керамикой, обращалась к книжной графике и текстильному дизайну. В 1975 была удостоена ордена Почетного легиона. Умерла Делоне в Париже 5 декабря 1979.