Реставраторы Третьяковской галереи восстанавливают полотно Дмитрия Левицкого
Реставраторы Третьяковской галереи восстанавливают полотно Дмитрия Левицкого, написанное в 1789 году. Это портрет юного польского дворянина Фавста Макеровского. Приступая к работе, музейные Эксперты не заподозрили, С какими трудностями столкнутся. Репортаж - Юлии Струковой.
Это - девятилетний Фавст Макеровский. С портрета, уже достигшему больше двухсот лет, удаляют пожелтевший лак. Но перед этим картину скурпулезно исследовали физики И химики. Помощь ученых понадобилась, когда музейщики поняли, полотно состоит из трех холстов.
« Для Левицкого Это часто - делать холсты надставленными, у него много портретов, на которых Мы наблюдаем швы», - пояснила реставратор Татьяна Серёгина.
Исследования ведут вместе С учеными из Физтеха И Института общей И неорганической химии. С разных участков полотна – вот они обозначены красным цветом – взяли 4 пробы. Это миллиметровые частицы, которые залили специальной смолой, И приготовили образцы. Их изучают под мощным микроскопом.
« Проба С основного холста является многослойной. Мы наблюдаем два слоя грунта – темный И светлый, что стало традиционным Для Левицкого. И поверх грунтов - красочный слой. В случае 2-го, 3-го И 4-го образца структура грунтов существенно отличается», - пояснил старший научный работник Института общей И неорганической химии им. Курнакова Николай Симоненко.
Анализ красочных слоев продемонстрировал Их сходный состав во всем полотну. На всех трех частях одинаковые зеленый И коричневый пигменты. Это вероятнее всего означает, что все части портрета были написаны в одно время.
« Сделали предположение, что С самого начала создатель думал одним образом изобразить героя, а после наверное Он принял решение сделать шире композицию, дополнительно что-то изобразить, И пришлось расширять», - объяснил главный научный работник Московского физико-технического Института Иван Волков.
Эта картина – редкий пример детского костюмированного портрета в русской живописи. Неслучайно его заказали Дмитрию Левицкому, автору изображений Екатерины II, государственных деятелей при дворе цесаревича Павла.
« Он был написан в период сложный Для самого живописца. В 1789 году, а в предыдущем году художник был вынужден покинуть стены Петербургской Академии художеств, где Он преподавал в течение нескольких лет. Ему выплачивалась нищенская пенсия. И Он обязан был обратить свое внимание больше на частные заказы», - объяснила хранитель отдела живописи XVIII- первой половины XIX века Государственной Третьяковской Ирина Басова.
Фавст Макеровский стал адъютантом при генерал-губернаторе столицы России Ростопчине, позднее служил в Горном департаменте. В 1914 году его правнук подарил портрет Третьяковской галерее. Сегодня искусствоведы изучают письма Макеровского, чтобы лучше понять судьбу картины, которая до нынешнего момента хранит тайны.
« Вопросы остаются С ложными повреждениями на красном плаще. Я такие разрушения, как реставратор С 20-летним стажем, вижу в 1-ый раз, И С чем Это было связано – вопрос», - уточнила реставратор Татьяна Серёгина.
« по вопросу швов – отдельная история. Мы можем спрогнозировать, что они пришивались Левицким, а скорее, его помощниками. Сами швы отличаются между ними. 1-ый – аккуратный, второй как будто готовился в небольшой спешке», - подметил Симоненко.
Впереди еще много работы. Но способы, выработанные учеными, уже можно применять при изучении иных произведений искусства.