В отличие от коллег "по цеху" - других петербургских скульпторов, Александр Валентинович Молев развивает в пластике ту линию, которая была намечена в искусстве первой волной русского авангарда. Он не только талантливо и корректно использует огромный арсенал изобразительных средств, приемов и методов, накопленных художниками "левого движенья", но и успешно обогащает его новыми находками и открытиями. Одним из главных достижений скульптора может считаться органичное соединение им в своем творчестве результатов художественных экспериментов мастеров кубизма и супрематизма с эстетическими установками академической школы.
Такое положение дел неслучайно. За плечами у Молева "классическое" художественное образование - годы учебы в Институте имени И.Е. Репина и стажировка в творческой мастерской выдающегося петербургского скульптора М.К. Аникушина. Жесткая академическая система приучила его к четким и уверенным интонациям.
Базовая лексика пластического языка Молева строится на совмещении хорошо читающихся, разнообразных геометрических фигур, на противопоставлениях разновеликих объемов, на игре гладких цветных плоскостей и острых граней. Оформилась она в начале 90-х годов. К тому же времени относятся и первые работы мастера в оригинальной "лоскутной" технике, предполагающей обивку деревянной основы пластинками цветного металла. Именно в этой технике была исполнена появившаяся на городской выставке в 1991 году композиция "Игра в жмурки". Поставленная на широкий подиум массивная человеческая фигура с завязанными глазами, облаченная в длиннополый балахон, громоздкая и угловатая, с раскинутыми в стороны руками, напоминающими своим силуэтом крылья самолета (неслучайно одно из рабочих названий произведения - "Ночной полет"), была воспринята зрителем адекватно политической ситуации, стала символом блуждающей во тьме, "закованной в броню", страшной в своей непредсказуемости ядерной державы. Позднее - уже во время первой чеченской кампании - "Игра в жмурки" вошла в серию произведений, названную автором "История болезни", где помимо "ищущего" Молев представил также "марширующего" - композиция "Правой!!!" и "несущего" - "Лодка".
Во 2-ой половине 90-х гг. скульптуры мастера теряют социальную остроту, становятся "созерцательными" и "тихими". В работах этого периода отчетливо проявляется тяга художника к декоративности, к цвету, к поиску емких и лаконичных "пластических фраз", позволяющих довести скульптурное изображение до совершенства и логики природного кристалла. Произведения, вышедшие из мастерской скульптора в эти годы, подобны драгоценным, тщательно отшлифованным камням, несут на себе отсветы звезд и неба. Спокойный, неторопливый диалог с Космосом ведут "Звездочет" (1998), "Конькобежец" (1999), "Звери" (1997), "Крыса" (1996). Все они - и люди, и животные - пребывают в задумчивом оцепенении и томительном ожидании. Их взоры устремлены в бесконечность, туда, откуда должны придти на землю спасение и покой.
Искренне восхищаясь, вместе со своими "зачарованным" персонажами, величием и гармонией мироздания, художник, вместе с тем, не собирается отказываться и от прелестей земных, не уходит в мистицизм, не впадает в религиозную экзальтацию. Молев любит и принимает жизнь в самых разных ее проявлениях, бывает в своем искусстве озорным и веселым, ироничным и бесшабашным. Он может развернуть перед зрителем серию роскошных, сверкающих металлическими гранями натюрмортов, может заставить своего кумира - Казимира Малевича кувыркаться на лужайке перед Русским музеем ("Купание красного комиссара", 1998), может разыграть забавную мизансцену с подгулявшими завсегдатаями пивных и баров ("Гуляки", 2000). Эмоции, переполняющие художника, вызывают к жизни новые и новые пластические идеи, новые оригинальные произведения, несущие в мир свет, добро и радость.
Е.А. Тюнина, В.С. Шилов
Молев, Александр Валентинович 1952 - Родился в Ярославской области 1970-1976 - Учеба в Ленинградском художественном училище им. B. Серова по cпециальности "Театральная живопись" 1984 - Окончание Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина по специальности "Скульптура" 1985-1988 - Стажировка в творческой мастерской скульптуры при Академии Художеств 1988 - Вступает в Союз Художников России
С 1982 года - участник республиканских и международных выставок, в т.ч. Гетеборг, Швеция (1988), Голландия (1998)
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ: Галерея "Форум", С.-Петербург (1990) Галерея "Швелленангаст", Гамбург (1992) Государственный музей городской скульптуры, С.-Петербург (1995) Галерея "Борей", С-Петербург (1998) Parish gallery, Вашингтон, США (1998)
Принимает участие в Симпозиумах по скульптуре: Фрунзе (1986), Нижний Новгород(1989), Одесса (1990), Санкт-Петербург (1992 , 1999), Спримонт - Бельгия ( 2000)
Работы находятся в Государственном Русском музее ( С.-Пб), в коллекции современного русского искусства ЦВЗ "Манеж" (С.-Пб), в Государственном музее городской скульптуры ( С.-Пб), в Ярославском художественном музее, в Вологодской областной картинной галерее. В частных коллекциях в России, Швеции, Югославии, Голландии, Германии, США
В.С.Шилов
|