М. Харламова принадлежит к тому старшему поколению петербургских скульпторов, чей творческий путь был начат еще в 1950-е годы.
Оставаясь верной своим позициям в искусстве, она выполняет роль своего рода хранителя памяти: прямого продолжателя традиций матвеевской школы. В течение 1950-70-х годов творческая деятельность учеников крупнейшего скульптора и педагога А. Матвеева, долгие годы преподававшего в Академии художеств, была ведущей и наиболее прогрессивной линией в развитии петербургской скульптуры, во многом определяя ее стилистическую направленность. И сегодня, на фоне многообразных новаторских исканий особенно ценно стремление Харламовой сохранить искусство во всей его классической специфике и совершенстве. Творчество Харламовой, последовательной ученицы Матвеева, основано на главном кредо своего учителя - стремлении к созданию синтетических образов, на сознательном отношении к натуре, ее осмыслении и творческом претворении.
Вот уже несколько десятилетий ведет она образную тему в искусстве, ведет целенаправленно, уверенно, увлеченно. Являясь автором многочисленных станковых и монументальных работ, Харламова с наибольшей полнотой выразила себя в жанре скульптурного портрета. Именно в нем особенно ощущается целостность ее пластической концепции, абсолютное чувство материала, будь то бронза, дерево или мрамор. Модели ее портретов никогда не были людьми случайными, а личность портретируемого всегда играет большую роль. "Портрет можно лепить - говорит скульптор - только если у человека есть такое, что трогает, что-то свое. Если натура не трогает, не волнует, работать трудно".
Оттого в творчестве Харламовой почти не встретишь, так называемых, заказных портретов. Ее герои - люди, хорошо ей знакомые, близкие, родные. Может быть потому ее портреты поражают удивительным альянсом правдивой, точно переданной натуры с глубоко поэтичным, трогательным, интимным. Насыщенные по форме, выполненные в свободной, динамичной манере (как, например, в портретах скульптора М.Габе или художника И.Зисмана) или более обобщенные и лаконичные (как в "Молитве" или портрете архитектора С.Майофиса), они непостижимым образом умеют раскрывать в людях скрытую подчас от постороннего взгляда поэтическую сторону жизни. И это не менее ценно, чем показ героического, внутренне напряженного или драматического.
Е.Василевская
Мария Матвеевна Харламова родилась в 1917 году в Петрограде.
1937-46 Училась и окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Академия Художеств) по мастерской профессора А.Т. Матвеева. C 1946 член Союза художников. 1950-57 преподавала в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. C 1947 участница всех ленинградских, групповых, республиканских и всесоюзных выставках.
Персональные выставки художницы проходили в 1987 году в Союзе художников, 1992г - в Государственном Русском музее (СПБ).
Работы находятся в собраниях Государственного Русского музея, в Музее Истории Санкт-Петербурга, в Тульском областном художественном музее, в Художественном музее города Анадырь.
|