Адальберт Михайлович Эрдели (1891-1955), как художник становился в Академии художеств в Будапеште, где был учеником Имре Ревеса и Белы Ивани-Грюнвальда. Его работы приобретает Пражская Национальная галерея, другие европейские музеи.
По окончании Академии художеств и стажировке в Кечкеметской художественной колонии Эрдели поселился в Мукачево.
Работал в Мюнхене. В 1923 году устраивает свою выставку в "Стекляном дворце" - известном выставочном зале Мюнхена.
В конце 20-х годов преподает рисование в Ужгородской Учительской семинарии. В 1927 году вместе с Йосифом Бокшаем основывает в Ужгороде "Публичную школу рисования" - учебное заведение дававшее серьезную подготовку молодым художникам.
В конце 30-х годов Адальберт Михайлович Эрдели покидает Закарпатье и уезжает в Париж. Участвует в художественных выставках с такими мастерами, как Дерен, Дюфи, Боннер.
В 30-е годы Эрдели особенно часто пишет пейзажи. Влюбленность в природу Закарпатья и определило тематику его полотен.
Человек и природа - ведущая тема этого периода его творчества. Особое место в творческом наследии выдающегося художника занимают натюрморты. Цветы, плоды, сосуды с водой. Недаром С. Герасимов назвал Эрдели "живописцем чистой воды".
В 1940-е годы художник вместо больших живописных полотен пишет небольшие этюды, портреты верховинских крестьянок и один из своих психологических шедевров - <Портрет старого конюха> (1942 год).
А в 1950-е годы портрет становится основным жанром его творчества: "Ужгородские художники" (1947), "Портрет Клары Балог" (1951), и т .д.
Умер Адальберт Михайлович Эрдели в 1955 году в Ужгороде. В честь художника названо Ужгородское училище прикладного искусства - ныне колледж искусств, в одном из скверов в центре Ужгорода установлен памятник.
|