| Медный всадник | Фальконе Этьен Морис (Falconet, tienne Maurice) (1716-1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры `века Просвещения`, автор знаменитого Медного всадника.
Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734-1744 обучался в мастерской скульптора Ж.Б. Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л. Бернини и П. Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе - его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 - в Эрмитаже, Петербург; мрамор 1754 - в парижском Лувре). В 1750-1760-е годы окончательно сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752; Амур, 1757; Купальщица, 1757; Пигмалион, 1763; надгробная статуя Нежная грусть, 1763; все работы - Лувр или Эрмитаж либо - в вариантах - в обоих музеях).
В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы (Амур, Купальщица, группы на сюжеты Сказок Ж. Лафонтена и т.д.). В 1757-1766 руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Выступил и в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765; из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены Моления о чаше).
Подписав контракт с князем А.Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М.А. Колло. Здесь он создал главный свой шедевр - памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Изобразив императора, который, - как писал Фальконе в письме Д.Дидро (1777), - простер `свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной`, художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в Медном всаднике А.С.Пушкина. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И.И.Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину.
Выступал и как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как `души произведения`, - тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.
Умер Фальконе в Париже 24 января 1791.
|