70 лет назад в Советском Союзе впервые была испытана атомная бомба
70 лет назад в Советском Союзе в первый раз была испытана атомная бомба. На полигоне под Семипалатинском тогда работала целая команда кинооператоров. О съемках в условиях строжайшей секретности – Станислав Анисимов.
Это семипалатинский полигон вчера проверки первой советской атомной бомбы. Оператору принципиально запретили снимать лица участников испытаний. На текущей съёмочной площадке главная роль у РДС-1.
« Никогда еще физики Не были так близки к власти как тогда. Нельзя сказать, что власти Это нравилось, но Не было иного повода», - поведал советник директора Российского научного центра « Курчатовский институт» Андрей Гагаринский.
Академик Курчатов Съемки ядерных испытаний рассматривал в виде главных данных об испытании оружия. Кинооператоры стали « глазами ученых»: Они работали почти в самом пекле.
по степени опасности зараженную местность поделили на четыре зоны. До 7 километров от эпицентра взрыва - зона чрезвычайно опасного заражения. Операторы находились на высоте 10 километров И приближались к ядерному грибу на расстоянии 5 километров на самолете модели « Ли-2». То есть, чуть больше одиннадцать километров от эпицентра взрыва.
« Он весьма простой в производстве И в освоении. Он может летать с грунта. Ему Не нужно было бетонных полос. У него Большая вместимость. Он мог поднимать До 28 человек. Резвость у него 320 максимальная», - поведал научный работник Центрального музея Военно-воздушных сил минобороны РФ Владимир Савичев.
Оператора Махмуда Рафикова называли « Королем высокой точки». в период с 1954 по 1960 год Он провел авиасъемку 4-х десятков ядерных взрывов. Большая часть отснятой им хроники засекречена До нынешнего момента. На текущей карте Рафиков уточнил проверочные полигоны, на которых Ему довелось поработать.
« Вот из такого люка я снимал Это зрелище, снимал с трех кинокамер, тут на одной площадке стояли отпараллеленные 3 камеры», - поведал оператор Махмуд Рафиков.
Одна из Камер Махмуда Рафикова сегодня хранится в Доме-музее Курчатова. Модель « Конвас-автомат» отличалась возможностью быстрой смены объективов И замены кассет с пленкой. То, что надо для Съемки в экстремальных условиях, когда счет идет на секунды. Тут же, в музее, хранится личный секундомер Игоря Курчатова.
« Часы, по которому Он отмечал время « Ч», контрольное время взрыва. И все наблюдали, когда наш Игорь Васильевич посмотрит на этот предмет, И отмашку даст. Ну само собой там звучал метроном 3-2-1, но Это Ему было самое верное И точное время», - уточнила директор мемориального дома-музея И. В. Курчатова Раиса Кузнецова.
Съемки испытаний велись Не только с самолета, но И конкретно на полигоне. Тут требовалась специальная техника. Это 16-миллиметровая камера « СКС 1М». Ее приводят в действие два электродвигателя. Она применялась для скоростной Съемки взрыва.
« Она могла снимать на пленку со скоростью До 4 тыс. кадров в секунду. Естественно никакие вращающие механизмы такую резвость Не выдержат. По этой причине тут была применена система оптической компенсации», - поведала старший научный работник Политехнического музея Татьяна Платонова.
При воспроизведении пленки, отснятой этой камерой с обычной скоростью, хроника кажется замедленной.
Ударная волна взрыва за секунду уничтожает все в радиусе километра. Чтобы сохранить технику, приходилось применять длиннофокусные объективы. Они позволяют фиксировать последствия взрыва на расстоянии десяти километров.
« И потом проводился анализ. Шла дешифровка этого материала, на базе которого смотрели насколько соответствует тем расчетам, которые были сделаны перед изготовлением этих устройств», - уточнил заведующий музеем И архивными фондами киностудии « Центрнаучфильм» Юрий Похитонов.
Кроме детально зафиксированных испытаний, на пленке часто оставались И Вот такие дефекты. Это следы радиоктивного облучения пленки, самолета И Оператора.
« А с нами сидел там подполковник Петр Семенович, Не помню фамилию. Он все время так И смотрел. И Вот работаешь, зачистка бритвой же была. Махнешь бритвой на пол: Тамара. Тамара, Тамара», - уточнила монтажер Тамара Макина.
у этих фильмов Не было титров: их авторы долгое время были засекречены. Не было И названий: только порядковые номера. По этой причине их И называли: « Номерные».
Оглянитесь вокруг. Наша жизнь начинает напоминать сюжет известного фильма "Матрица". Все человечество живет в сети, в виртуальном мире, созданном с благой целью - помочь человечеству, приобщить его к мировым знаниям, но используемом для поглощения наших жизней.