5 марта Российская академия художеств И Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева представят Экспозицию " Шестидесятники. Тюркский романтизм ". В выставку, развернутую в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19) вошло более 50 произведений живописи, графики И скульптуры, представляющих Творчество художников 1960-х годов из собрания Музея (Алматы, Казахстан).
Вторая пятьдесят процентов 1960-х годов для казахской живописи явилась временем поиска новых мыслей, обозначения национальной самобытности. Группа молодых И амбициозных художников, в которую входили Салихитдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек Нуржумаев И другие бросили вызов устоявшимся критериям в изобразительном искусстве Казахстана. Несмотря на то, что большинство из этих художников получили академическое образование в столице России И Ленинграде, творческие устремления поколения " шестидесятников " были направлены на разработку самобытного " национального " стиля И укрепление национальной художественной школы.
в поисках адекватного изобразительного языка И стиля Эти художники опирались на традиции этнокультурного наследия кочевых племён, что выразилось в освоении И интерпретации принципов народного творчества, использовании декоративности цвета, плоскостности пространства, монументальности форм, эпичности образов, традиций восточной миниатюры. Также большую роль сыграло И Их увлечение монументальной мексиканской живописью ХХ века.
Суть подобных поисков четко выразилась в творчестве Салихитдина Айтбаева (1937-1994), работа которого " Счастье " стала одним из наиболее крупных открытий на Всесоюзной выставке молодых художников в московском " Манеже " в 1966 году. В ней емко И обобщенно была выражена идея национального мировосприятия, из-за чего эта картина стала программным произведением для последующих поколений. Интерпретацию кочевой культуры, желание пластически выразить особенности ее философского миропонимания, Айтбаев воплотил в трех произведениях, созданных во 2-ой части 60-х годов - " Счастье " (1966), " Молодые казахи " (1967), " Гость прибыл " (1969), которые, принесли ему широкую популярность.
Его предшественник Али Джусупов (1928-1976) И сподвижники Оралбек Нуржумаев (1938-1996), Шаймардан Сариев (1937-1988), Токболат Тогузбаев (1940-1996) Также вели розыск ясного языка живописи. Их произведениям свойственны декоративность цветовых сочетаний, статика поз И невозмутимость лиц. Эти художники воспевали силу И энергию традиционной культуры, которая для них всегда была актуальна. Полотна Бахтияра Табиева (1940-1999) " Утро в Кегене ", " Базар " И " на окраине Муйнака " демонстрируют увлеченность живописца изображением традиционной жизни. В постоянном обновлении традиционного, веками сложившегося уклада жизни казахского народа он стремится увидеть И отдать в собственных живописных произведениях непреходящую ценность И красоту.
однако, Творчество романтического пейзажиста Жанатая Шарденова (1927-1992) сформировалось под влиянием французских импрессионистов, с работами которых он познакомился в музеях санкт-петербурга в рамках учебы. Его пейзажи, написанные крупным живописным рельефом, составляют одну из ярчайших страниц казахстанского искусства.
в развитии скульптуры этого периода Также наблюдается несколько направлений. Появление композиционной пластики И разнообразные возможности развития формы в пространстве хорошо отражены в работах Тулегена Досмагамбетова (1940-2001), Ольги Прокопьевой (1940-2018) И Вагифа Рахманова (р. 1940), получивших академическое художественное образование в столице России И Ленинграде. В 1970-х годах из столицы вернулся скульптор Еркин Мергенов (1940-2015), который придавал особое значение выбору модели И эстетике форм. И если в произведениях Рахманова превалирует лирико-поэтическое начало, то Мергенов стремился к острым пластическо-образным обобщениям, раскрывающим сложные, нередко драматические коллизии развития общества.
в 60-е годы активно развивалась оригинальная графика Казахстана. Излюбленные техники казахстанских графиков - линогравюра, офорт, литография. Макум Кисамединов (1939-1984), Исатай Исабаев (1936-2007) И Адил Рахманов (1942-1997) в собственных станковых композициях И книжных иллюстрациях актуализируют образы народных героев, реальных И мифических, при помощи экспрессии форм И монтажа сюжетов. Борис Пак (1935-1992), знаменитый своими энергичными линогравюрами, создает замечательные акварельные иллюстрации к сказкам Андерсена.
Творчество художников-шестидесятников считается расцветом художественной мысли в Казахстане." Дети оттепели ", как Их тогда называли, отказывались от устоявшихся канонов И создавали собственный уникальный язык И стиль в искусстве.
6 марта 2019 года в пятнадцать. 00 во время экспозиции состоится круглый стол, посвященный культурным взаимоотношения Между Республикой Казахстан И Россией. Модератором выступит пресс-секретарь Музея им. А. Кастеева Клара Исабаева. Среди участников - директор Музея, врач наук, профессор Гульмира Шалабаева; ведущий научный работник Музея Кульжазира Мукажанова И научный работник НИИ теории И истории изобразительных искусств Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Ольга Юшкова.
по проблемам аккредитации просим обращаться в Управление информации Российской академии художеств по тел.: +7 (495) 637 47 71 И по е-mail: rah1757@yandex. Ru.