Музей Востока представил выставку "Неувядающий сад"
Музей Востока показал Экспозицию « Неувядающий сад». Уже с завтрашнего дня она будет трудиться только в режиме онлайн. В том, что И виртуальное знакомство с Османской керамикой - подарок для эстетов, убедилась Алия Шарифуллина.
Увидеть керамику Османской империи - И в правду, возможность редкая. Турецкая коллекция в состав постоянной экспозиции Музея Востока не входит. Со времени последней экспозиции керамики прошло Более двадцати лет. Собрание небольшое, но ценное. Предметы 4-х веков: с XVI по XIX, представляют все действие развития промысла.
« Когда мы смотрим на Эти изделия, буквально попадаем в райские сады. Эти цветы, которые перед нами расстилаются. Ароматы, которые, кажется, нас обволакивают», - говорит советник генерального директора Государственного Музея Востока Татьяна Метакса.
Становление керамического промысла в Османской империи тесно связано с монументальным зодчеством. Крепнущая держава нуждалась в демонстрации своего величия. Смелые архитектурные проекты украшали изразцовой плиткой. Одним из главных центров керамики стал Изник - небольшой город с большими залежами светлой глины. С самого начала турецкие мастера копировали китайский фарфор, добиваясь если не изысканности, то хотя бы качества И эстетичности.
« Появился новый материал, который называют силикатной керамикой или фриттовой керамикой. Он, И в правду, походил на фарфор, Он не такой звонкий, Он не такой тонкий, но Он светлый, белый. На нем можно делать красивые рисунки. Их делали по образцу китайских - кобальтом на белом или белым на кобальте», - поведала куратор экспозиции Мария Кулланда.
Османская Керамика получила собственный характер И стиль в середине XVI века. В орнаментах Появился райский сад – растительные глубинные причины И богатая цветовая палитра. Моду задавал дворцовый вкус, именно султанский двор был основным заказчиком. Спрос на изникскую керамику очень быстро свалился к концу XVI века. Тусклая глазурь, растекающаяся краска, небрежность в исполнении рисунка. Чтобы защититься разорения, мастера были должны уменьшить качество. Новым центром керамики стал город Кютахья, где свободные от давления султанского двора гончары приспосабливались ко вкусам европейских туристов И местной небогатой публики.
« Такая народная Керамика, она производилась во многих центрах Малой Азии. Например, самым известным центром был Чанаккале. У нас только одна вещь - этот зеленый кувшин из этого места. Это весьма своеобразная Керамика. Сначала ее совершенно не воспринимали европейцы И считали ее страшно уродливой. А Когда народным искусством начали заниматься, то проявили к ней интерес И, более того, стали подражать», - пояснила Мария Кулланда.
Сориентировавшись в потребностях рынка, керамисты расширили собственный ассортимент. Появились непривычные для турецкого быта чашки с блюдцами, молочники И чайники. Керамика с особым характером разлетелась во всем мире. И сегодня она хранится во многих музеях И частных собраниях.