"Сверкающий бриллиант в короне оркестров". Вспоминая Мариса Янсонса
Из Петербурга Сегодня пришло письмо, там умер выдающийся дирижер Марис Янсонс. Ему было 76 лет.
Человек с мировым именем, латышской кровью И русской душой. Марис Янсонс заявлял, что в РФ ценятся темперамент И эмоция, в евросоюзе – чувство стиля И красота звука, в Америке – перфекционизм исполнения И безупречная техника. Произнося это, Он как будто перечислял собственные свои личные И профессиональные качества.
Он Дирижировал Лондонским, Венским филармоническим оркестрами, оркестром Баварского радио, Питтсбургским, Чикагским, Кливлендским симфоническим, многими другими. Марис Янсонс обладал исключительным дирижерским талантом, его называли « сверкающим бриллиантом в короне оркестров». Он умел заразить оркестр своей творческой энергией, так, что концерты гарантированно, всегда проходили с громким успехом. Сегодня на одну сцену с Маэстро обязан был выйти Денис Мацуев. Вот что пианист напечатал в собственном аккаунте в инстаграм: « Ушёл один Из наиболее гениальных И добрых людей на свете. Марис Янсонс. Ушла эпоха, Ушла легенда. Мы обязаны были с ним Через час Сегодня выходить на сцену Музикферайна И играть с Венским филармоническим оркестром. Новость, само собой, невозможно ни пояснять, ни осознать, абсолютно в это не верится. Через 40 минут у нас концерт. Мы с оркестром решили, что откроем его не концертом Чайковского, А любимым произведением дорогого Маэстро – этюдом-картиной Рахманинова « Море И чайки».
Эксперты всегда отмечали, что Маэстро, как никто другой, представлял русскую музыку за рубежом. Прославленный европейский дирижер отлично заявлял по-русски. Янсонс был рожден в Риге, с трёх лет навещал спектакли своих родителей в Рижском оперном театре. Оперу всегда Называл своей большой страстью.
« Мама мне дала весьма много, ну И, само собой, папа, потому что Он Дирижировал. К сожалению, так сложилось в моей судьбе, что Я довольно немного Дирижировал оперой. Дирижировал, Но недостаточно, всё больше симфонической музыкой. Но последние годы, как вы правильно заявили, Я стал нередко дирижировать оперой И это Из-за Зальцбургскому фестивалю», - заявлял Он.
Когда Янсонса спросили устроители фестиваля, что же Он желает дирижировать, список был таким: русская музыка. Произведения Шостаковича, Чайковского, Мусоргского. И К каждому всегда подходил с особым трепетом.
« Извините, если ты уже принялся за такую гениальную Оперу, То ты уж изволь И найди ключ, как поставить эту Оперу. То же самое как Я обязан обнаружить выразительность исполнения этой музыки, если Я не найду, тогда зачем? Я вообще не имею права вообще исполнять это произведение», - подчеркивал дирижер.
Марис Янсонс считал, что в музыке нельзя идти на консенсус.
« Высокий профессионализм, образование, которое Он некоторое время назад получил, И работал с такими выдающимися мастерами как Караян, как Мравинский, Я думаю, что Вот его талант, помноженный на опыт, сделали его таким мастером, которым Мы всегда гордились», - обратил внимание дирижер Антон Гришанин.
в 2005 году Янсонс получил Грэмми за исполнение тринадцатой симфонии Шостаковича, А за « Евгения Онегина» Чайковского в Амстердамской опере корреспонденты 60 государств мира назвали его « Лучшим дирижёром 2011 года». Он лауреат премий берлинских, нидерландских, Почётный член Королевской Академии музыки в Лондоне, обладатель Премии Эрнста фон Сименса, которую неофициально называют Нобелевской премией для музыкантов. Дискография Маэстро охватывает не только русскую музыку, всю мировую классику.
« Я ничего не делаю искусственно, не вырабатываю какой-То способ завоевать симпатию. Я совершенно убеждён, что дирижёр обязан быть на пульте таким, какой Он есть в жизни», - отмечал Он.
Все, кто хотя бы раз работал с Янсонсом, подчеркивают не только его очень большой талант, Но И прекрасные человеческие качества, самое главное, доброту. А ещё его умение зажечь пламя в музыкантах.
Почти всю жизнь один Из наиболее выдающихся дирижёров современности прожил в Санкт-Петербурге. Называл себя дирижером Петербургской школы, которую считал самой лучшей в мире. Маэстро И сам обучал всё свежие поколения, работал в Петербургской консерватории, где преподавал дирижирование И руководил студенческим симфоническим оркестром. О Марисе Янсонсе произносили, что Он « заставлял дышать тончайшие оттенки сложнейших партитур».