Смоленские фотографы передали музею-заповеднику архив своих фотографий 60-х – 90-х годов. Часть этих черно-белых снимков, на которых запечатлена ушедшая эпоха, публика будет иметь возможность увидеть на экспозиции « И была жизнь...». Репортаж Анастасии Артеменко.
Лирические портреты, пейзажные зарисовки И уникальные эпизоды из истории Смоленского края. На шестидесяти снимках жизнь, которую уже Не увидишь – смоленская деревня И ее обитателя. Это лучшие кадры, сделанные смоленскими фотографами за прошедшие несколько десятилетий. В тот момент работали два клуба: « Миг» И « Смоленск».
« Даже в те времена Интересно было снимать деревню, потому что там кипела жизнь, были характерные лица, интересные. Интересно было работу снимать сельскую», - поведал руководитель Смоленской организации Союза фотохудожников России Игорь Чернов.
Этот снимок Юрия Гагарина – один из наиболее ранних на экспозиции. Его сделал Петр Мотовилов в 1966 году. Огранщик бриллиантовой фабрики с послевоенных лет Не расставался с фотоаппаратом. Именно Его позвали запечатлеть визит на изготовление легендарного космонавта. Объектив Его камеры успел зафиксировать момент, Когда Юрия Гагарина обступили школьники, непонятно откуда узнавшие о приезде космонавта. Девяностолетний фотограф – мастер Именно репортажного фото.
« А тут перед входом такой спуск к заводу, к проходной, лесенка. Они встали по лесенке удобно. А Я - от предприятия. Гагарина тут же окружили. Вот Этот снимок Я сделал. Я увидел И хап! Вот только эти фотографии меня интересовали, Именно репортажные», - говорит фотограф Петр Мотовилов.
Черно-белые фотографии советской эпохи обладают особым шармом, уверены мастера. Вдохновение И знания нужны были Не только во время съемки, Но И при печати фотографий. Когда-то проявка И печать фотографий проходила чуть ли Не в каждой советской ванной, Но по-настоящему хорошие карточки могли получиться только у профессионалов. В настоящее время технология, при которой фотограф сам печатает свои фотографии, ушла в прошлое, став редким И дорогим искусством. Алексей Иванов пытается сохранить эту традицию. В Его мастерской по-прежнему зажигается красная лампа.
« Вроде современная фотография цифровая, она с огромным разрешением, огромным цветовым диапазоном, яркие красивые. Но как-то Это слишком очень быстро, слишком хорошо. Не хватает элемента живости какой-то. Когда на древние фотографии смотришь, какое-то особое чувство Всплавает. Они буквально другими кажутся», - пояснил фотограф Алексей Иванов.
Смоленские фотографы провели колоссальные работу по отбору, оцифровке И атрибутированию фотографий, И Сейчас Это собрание пополнит фонды музея-заповедника. А вскоре можно ждать, что возникнет И отдельный электронный альбом.