4 октября исполняется 95 лет со дня рождения Марлена Хуциева
« Поэтом от кинематографа» назвал Его Федерико Феллини. 4 октября исполняется 95 лет со дня рождения Марлена Хуциева. Его фильмы - символ оттепели. А картина « Застава Ильича» стала исповедью режиссёра И художественным манифестом поколения. Репортаж Станислава Анисимова.
Тихая И доверительная, А бывает ироничная интонация фильмов Марлена Хуциева была контрапунктом официальному языку эпохи. Камера Хуциева фиксировала ту жизнь, которой Так было мало советскому человеку. Москва в картине « Застава Ильича» стала живой декорацией.
Чистопрудный бульвар: Сегодня тут многое изменилось, Но Это место остается особым для всего оттепельного кинематографа.
« С « Современником» он был связан весьма неформальным, Но сильным чувством. Во-первых, « Современник» в 60-е годы Это кузница киноактерских кадров. Это тот театр, который кинематографисты посещали охотнее иных театров. И несомненно приглашали артистов. Как раз в « Современнике» Хуциев увидел актера Станислава Любшина И пригласил Его в фильм « Застава Ильича», - признался киновед Вячеслав Шмыров.
тут, в Большом Тишинском переулке, на высших режиссерских курсах Марлен Хуциев не раз заявлял своим студентам: « Снимайте кино Так, чтобы оно оправдало вашу жизнь». Правило, от которого он не отступал, снимая « Заставу Ильича».
Сегодня кинематографическое наследие Марлена Мартыновича - Его фильмы, неповторимый стиль, который называли « реализм без берегов» - предмет изучения историков кино. Феномен Хуциева Все еще не раскрыт до окончания.
« Есть граждане, которых называют поэтами кинематографа. Я имею в виду режиссеров. Есть граждане, которых называют великими эпиками. Я бы назвал Марлена Мартыновича человеком, который пояснил или смог отдать нам, что такое музыка кинематографа. Вот Его изображение звучит», - уточнил киновед Евгений Марголит.
Работы Марлена Хуциева запечатлели не только музыку времени, Но И стали образцом новой кинематографической эстетики. Драматические сцены, сюжет растворялись в лирических отступлениях, работе свободной камеры: нередко не следящей за главными героями. Атмосферу картины создавало точно выбранное место действия.
Роль « Заставы Ильича» исполнил Спиридоньевский переулок. Все Персонажи живут в доме 2/22- еще одном неофициальном Хуциевском адресе столицы. Это здание С гигантской аркой чуть ли не в 4 этажа было построено в переходный момент между архитектурой авангарда И большого сталинского стиля И великолепно вписалось в ленту о молодом поколении, которое спорило И сомневалось.
« в настоящее время Я вижу, что, к счастью, у двадцатилетних, у них уже нет подобных барьеров И блоков по отношению к советскому кино, что советское кино какое-то недостаточно хорошее или не то. Это само собой замечательная такая точка входа в советское кино. С обратной стороны, Я лицезрел своими глазами насколько эти фильмы живые, совершенно завораживают И стают феноменом И сенсацией для любого зарубежного синефила», - пояснил кинокритик Борис глупо.
« Застава Ильича» - Это документально зафиксированная жизнь поколения 60-х И лирическая, субъективная манера повествования. Герои полагают, что наблюдают мир, Но в реальности видят себя И только себя. И Это не единственный парадокс, оставшийся в наследство от режиссера.
Персонажи Марлена Хуциева нередко не вписывались в парадное советское искусство. А в конце концов стали героями поколения. Так же И С памятью о режиссере: в столице России до настоящего момента нет ни доски, ни памятника. Но Его фильмы для многих стали неотъемлемой частью жизни.