Юлиан Милкис о Гии Канчели: "Пройдёт сто лет и о нём будут говорить, как о Бетховене"
Лет через девять мы познакомились в Германии. Я весьма нервничал, при знакомстве заявлял какую-то ерунду. Но мы мило пообщались, Я Его пригласил на собственный концерт. И Он заявил Тогда: « Вы весьма красивый человек, весьма мне нравитесь, Но Я ненавижу кларнет». Так началось наше знакомство. Кстати, именно Так — « Я ненавижу кларнет» — называется последний документальный фильм, снятый о Канчели, мы обязаны были Его показывать на концерте в Санкт-Петербурге этой осенью. Он отменился. В настоящее время из всего цикла концертов Его памяти, планируемых в РФ, остался только один — 2 октября в столице России, в Соборной палате.
Так или иначе, на концерт Тогда Гия пришёл И ему весьма понравилось. Спустя годы Он признался, что никогда Не мог представить, что можно Так тихо играть на кларнете. Для Гии Это было Очень важное. И Тогда еще на фестивале Он заявил, что у него имеется произведение, И ему кажется, что оно хорошее, Но оно как-то туго идет. Это были « Ночные молитвы», квартет Kronos играл Его несколько раз, Но как-то И Гия был рассержен, И публике Не особо нравилось. И Он заявил: « Я вас слушал, мне кажется, Это Для вас. Давайте Я покажу вам партитуру, И если Она вам понравится, Я Для вас её переработаю». И переработал.
в последний год Я летал к нему четыре раза. А перед премьерой « Писем к друзьям» в Санкт-Петербургской филармонии в 2019 году Я к нему прибыл на несколько дней. И Он даже договорился с оркестром Тбилисской филармонии, чтобы Они дали мне оркестр Для репетиций, Потому что потом мы обязаны были в Санкт-Петербурге играть с их дирижером Николозом Рачвели — замечательный тбилисский дирижер. 26 июля Я лицезрел Его последний раз, А после уже прибыл на похороны.
Канчели любил тишину, Это было Его лицо, Его музыка, никто Так никогда Не писал. Его музыка — в большинстве своем весьма тихая И медленная, Она проникает в сердце. Весьма сложная. Вот эти « Миниатюры», которые мы с Полиной Осетинской будем играть 2 октября, Я Это играл в Не менее чем 20 странах, к тому же в совершенно разных по менталитету: Мексика, Италия, Испания, Америка, Канада, Германия, РФ И везде одинаковая реакция — много слез. И как Это объяснить? Уникальный человек был, Уникальный композитор.
« Чито-Грито» Он Не то что Не любил, Он ненавидел её. Благодаря её популярности. Потому что Канчели — серьезный композитор, А большинство знают Его просто как автора музыки из « Мимино», « Кин-дза-дза», « Не горюй». Канчели Не любил, Когда Его представляли именно как кинокомпозитора. Но под конец Он как-то смягчился. Заявлял, что написал музыку к 60 фильмам, предположительно 10 из них — Это то, чем Он гордится И любит.
в Тбилиси Канчели всю жизнь жил в одной квартире (там же И скончался). Когда Он был молодым И только начал зарабатывать, принял решение сделать своим близким сюрприз. Родители с сестрой уехали на дачу, А Гия задумал провести в эту квартиру горячую воду. Они жили Тогда на 3-м этаже И вода Не доходила. Какой-то насос надо было, еще много мелких технических вопросов И рабочие ничего Не имели возможности сделать.
И тут кто-то из друзей ему заявил, что на 1-ый этаж переехала семья с 2-мя дочерьми, обе красотки, « если бы Одна тебе приглянулась И ты бы на ней женился, то через их квартиру появилась бы возможность воду провести». Одна из сестер ему И в самом деле понравилась, Он узнал её телефон, позвонил И говорит: « Я Желаю на вас жениться». Она, само собой, просто повесила трубку. И Это продолжалось год: Он звонил, заявлял, что желает жениться, А Она Его Не слушала. И в один из дней Она догадалась, что звонят из её же дома — рабочие на улице шумели И Это слышно было в тоже самое время И за её окном, И в трубке телефона. Тогда Она поняла, кто Это звонит, Они начали общаться, потом поженились, прожили в счастливом браке Не менее 50 Лет. Он потом эту историю рассказывал, что из-за Люле (Так все её называли) возникла горячая вода у Его родителей.
у них был удивительный брак, Они были как одно целое. И Когда Они уехали жить на запад, Они на практике стали сиамскими близнецами, буквально неразлучны.
Это был мудрейший, прекрасный человек. Я Когда услышал Его музыку в 1-ый раз, Я через 3 минуты понял, что пройдет сто Лет И о нём будут говорить, как о Бетховене. Канчели изобрел собственный собственный музыкальный язык, повторить который нельзя. И перепутать ни с кем нельзя.