МХАТ имени Горького вернул на сцену постановку "Три сестры" 1940-го года
Может ли театр два раза войти в одну И ту же реку? Вот вопрос, который задают вчера премьеры « Трех сестер» во МХАТе. В июне прошедшего года спектакль Немировича-Данченко, который без перерыва играли 79 лет, закрыли. Худрук принял решение: за долгие годы в постановке накопилось слишком много перемен И нововведений. Почти год занимались реконструкцией — восстанавливали исходный замысел режиссера по архивам.
Насколько правомерно в этом спектакле, в этом проекте написать на афише — режиссер Немирович-Данченко?« Я уверен, Что Мы имеем право. Существуют тексты, Существуют стенограммы репетиций, Есть воспоминания. И если честно отнестись к этой задаче, Я Думаю, Что эту атмосферу в какой-то степени воссоздать можно», — ответил художественный начальник МХАТ им. Горького Эдуард Бояков.
Декорации живописца Дмитриева сохранились, их надо было только отреставрировать. На сцене — много оригинальных предметов реквизита И даже элементов костюмов. Та самая шляпка, Что была на Алле Тарасовой в 1940-м году.
« Мы обнаружили ее в наших костюмерных. И даже отдавали в пошивочные цеха для того, чтобы проработать, чтобы восстановить контуры И так далее. Потому Что вид у нее был... Старинным», — призналась актриса театра МХАТ им. Горького Наталия Медведева.
Сценография, костюмы И даже мизансцены — как у Немировича-Данченко. Но актерское существование не аутентичное, 80 лет назад сама актерская технология была другой. Тут искали баланс между старым И новым. Впечатления зрителей — противоречащие друг другу.
Есть Мнение, Что такой спектакль нужен И важен, чтобы было, с чем сравнивать.« Когда весьма много современных спектаклей в современных технологиях, совершенно в иных терминах, обязано быть место, где показывают классику», — считает директор музея МХАТ Софья Грачева.
на премьере были И те, кто в 40-е видел этот спектакль с первым составом исполнителей.« в принципе, это замечательная идея. Потому Что в настоящее время настолько выхолащиваются нередко те самые классические пьесы в угоду современным каким-то тенденциям. Ведь это просто приятно, интересно. Ну а то, ведь это, само собой, покуда это не Степанова, не Тарасова, не Еланская. Ну И так далее», — уточнил заслуженный актер РСФСР внук в. И. Немировича-Данченко, Василий Немирович-Данченко.
« у меня ощущение мертвечины. У меня ощущение благородного покойника. У меня ощущение того, Что утрачено то, Что можно назвать музыкой спектакля. Я лицезрел перед собой замечательно выполненную мумию. И опять-таки задаю себе вопрос: надо было это делать, не нужно? Думаю, Что надо», — пояснил театральный критик Алексей Бартошевич.
Худрук МХАТа считает, Что у нового поколения зрителей обязан быть шанс прикоснуться к легенде. Мнение Бартошевича — реконструкция в театре невозможна. После премьеры оппоненты, наконец, встретились.
Премьера вызывает дискуссии во многом из-за самих формулировок. Может быть, если бы в афише говорилось: спектакль на базе постановки Немировича-Данченко, то вопросов бы в этому проекту не было.