Творчество Олега Ковригина, лаконичное и сдержанное, является подтверждением того, что муза скульптуры - едва ли не самая неразговорчивая из муз. Произведения не просто подсказаны - продиктованы природой и всецело посвящены ей. В них не прочитываются авторские притязания на внешнее самовыражение, они предельно сосредоточены 'в самом для себя бытии'.
Легче всего назвать любимую тему Ковригина модным нынче словом 'экология', а любимый жанр - анималистикой. Так оно, в сущности, и есть, только необходимо помнить, что 'эко' (oikos) в переводе с греческого - дом, родина, и что 'экология' - это не просто наши взаимоотношения с природной средой, это - сроднённость с нею. Творчество Ковригина - пример глубинно-диалогичных, любовно-доверительных отношений человека и природы.
Примечательно, что когда скульптор работает в камне (а он не просто посвятил себя камню, он - 'посвящённый', почти как жрец, обречённый на жреческое служение своим особым даром), образ всегда интровертен, т.е. замкнут на себе, таит внутри себя, как бы в самом своём ядре некую таинственную силу. Скульптурная форма всегда выверена, лапидарна, монументализирована, но не холодна, не отстранена от зрителя; он, зритель, словно окутывается идущим изнутри камня теплом. В работах Ковригина нет никаких признаков завлекательности, и при этом они очень обаятельны. Ибо они гармоничны.
Одна из сокровенных характеристик этой гармонии - особое звучание камня при соприкосновении с ним инструмента. По этому звучанию, как по камертону, художник настраивает весь процесс работы, выверяя каждое движение руки в отношение к материалу, дабы не нарушить его природную гармонию. Благодаря Олегу Ковригину я, пожалуй, впервые всерьёз задумалась о проблеме 'скульптура и звук'. Более того, смогла понять, что звучание камня - одно из (да простят мою 'некорректность' представители других искусств) преимуществ скульптуры, одно из её уникальных качеств, позволяющих установить подлинное взаимопонимание с живой природой.
Ольга Костина
|