ПОИСК   
Современные скульпторы
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Скульпторы
Современные скульпторы
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Четвериков Алексей Николаевич

    Алексей Николаевич Четвериков - самобытный и оригинальный скульптор. Являясь профессиональным военным, полковником пограничных войск, в душе он в течение всей жизни испытывал постоянную тягу к творчеству. Реализовать свои стремления Четверикову удалось в скульптуре - не только весьма сложном и своеобразном , но и, пожалуй, самом трудоемком и дорогостоящем виде искусства.

    Родившись в России, свое детство и юность Четвериков провел в Алматы. Здесь же в 1977 году успешно закончил Высшее пограничное командное Краснознаменное училище. Служил в Прибалтийских республиках. Но в течение всего этого времени творчество занимало далеко не последнее место в жизни офицера. Об этом говорит хотя бы тот факт, что его выставочная деятельность началась еще в 80-е годы в г. Калининграде, Риге, Москве.

    Ранние работы мастера, датируемые концом 70-х годов, - это резное дерево, преимущественно декоративно-прикладного характера: причудливые корпуса для телефонов, часов, ажурные рамы для зеркал, шкатулки. Автор любит природную теплоту древесины, красоту фактуры и текстурных рисунков, фантастическую выразительность каповых наплывов.

    С накоплением опыта, в 80-е годы формируется некое стилистическое единство, складывается авторский почерк, характеризуемый, в первую очередь, многодельной тщательностью исполнения работ. Скульптор все чаще обращается к образу человека - появляются маски, портреты, фигуративные композиции. Материалом служит по-прежнему дерево. Иногда это решительные проработанные формы, выдающие уверенную руку мастера, подчиняющего дерево своему замыслу. Иногда, наоборот, образ словно заранее заложен в природном объекте, а дело скульптора лишь подчеркнуть, выявить, акцентировать пластичность естественной формы.

    В конце 80-х во время учебы в Военно-политической Академии в Москве, Четверикову посчастливилось аботать с блестящими и опытными скульпторами в студии М.Грекова. Там он увлекся бронзовым литьем и основательно изучил технологические тонкости этого многоступенчатого процесса. Дань реалистической русской школе художественного литья в сочетании с индивидуальным авторским подходом характерна для бронзовой скульптуры А.Н. Четверикова.

    В 1989году Четвериков возвращается из Академии в Алматы руководить группой культуры погранвойск республики Казахстан. С 1993 года ведет педагогическую работу, возглавляя предметно-методическую секцию философии в погранучилище.

    Увольнение в запас в 1997году в чине полковника позволило Четверикову целиком посвятить себя любимому делу. Он стремительно совершенствует свое мастерство, работая с бронзой, деревом, мрамором, ронзой, деревом, мрамором, камнем. При этом он умело использует выразительные особенности каждого материала. Для бронзовых скульптур характерна тщательная деталировка формы, прихотливость контуров, борьба светотени. Эти работы удивительно динамичны и пластичны. Скульптор ставит перед собой задачу передать не только состояние, но и, часто в большей степени, действие персонажей. Мотивы борьбы, состязания, погони успешно используются автором во многих работах. 'Кызкуу', 'Бой', 'Борзые' - сами за себя говорят названия скульптур, в которых кажется вот-вот охотничьи собаки догонят загнанную дичь, а молодой джигит вырвет желанный платок из рук девушки.

    Деревянная скульптура последнего времени кажется более упрощенной по сравнению с изысканно- детализированной бронзой. Но эта лаконичная простота форм не лишает ее характерного для жанровых скульптур Четверикова динамизма. А в некоторых случаях акцент переносится с внешнего движения на внутренние переживания персонажей ('Шолпан', 'Агнец', 'Речка', 'Поцелуй'). Особого внимания заслуживает коллекция 'Казахи' - набор из 20-ти небольших деревянных статуэток. Автор попытался создать своеобразные 'скульптурные иллюстрации' к жизни и быту казахского народа. Охотник с беркутом, акын с домброй, женщина, доящая кобылицу, седлающий верблюда джигит - эти и другие сюжеты отображают характерные занятия казахов-кочевников в их повседневной жизни. Автор планирует постоянно пополнять коллекцию.

    Мрамор Четвериков использует для создания глубоко поэтичных образов. Белизна и торжественность этого камня не просто помогают подчеркнуть особую чистоту и очарование женского тела. Используя в данных работах сочетание хорошо известных символов, автор достигает предельного обобщения и создает работы, в которых каждая деталь несет особый философский смысл. Так, работа 'Эпоха' отражает переход от эпохи Рыб в эру Водолея. Эпоха - женская фигура, льющая воду на рыбу - знаменует постепенное перетекание в новую эру и, в то же время, сохранение отдельных черт и свойств прежней эпохи в новых условиях. Не менее символична работа 'Алма-Ата' с характерными атрибутами города - деревом, яблоком, снежным барсом.

    Находясь в постоянном поиске новых технических решений, Четвериков оригинально сочетает в некоторых своих работах различные по природе материалы. Например, в работе 'Снегири' ажурные арагониты правдиво передают впечатление снега на ветвях дерева, а с помощью сердоликов бронзовые птички действительно превращаются в красногрудых снегирей. Такой подход скульптор использует и в других работах последнего времени - 'Пена', 'Паутина', 'Сирена'.

    Все работы Четверикова относятся к скульптуре так называемых малых форм. Она делается для интерьера и соразмерна ему. При этом Алексей Николаевич обладает удивительной работоспособностью, позволившей ему за последние два года создать десятки и десятки сложных композиций.

    По словам самого мастера, творчество он рассматривает как кропотливый процесс не только поиска художественного замысла, но и тщательного воплощения его в материале. Настойчивость и трудолюбие скульптора в проработке костюмов героев, спутанных лошадиных грив, тонких прожилок на листьях цветков помогают создаваемым образам стать более законченными и придают им глубокую выразительность. В то же время, с точки зрения нормативной официальной эстетики, искусство Алексея Четверикова нелегко уложить в какие-то рамки. Оно своевольно, нередко шокирующее откровенно, нередко обезоруживающе наивно. Оно не предстает не в завершенном спокойствии раз и навсегда нашедшего себя мэтра, но в напряженных и честных поисках. Что и есть непременное свойство художников всех времен и народов.

    За период с 1997 года до настоящего времени Алексей Четвериков принял участие в более чем десяти выставках. В феврале 2000 года провел свою персональную выставку, которая стала одной из наиболее посещаемых в Республике Казахстан, получив достойное признание мастерства автора у профессионалов и любителей изобразительных искусств Казахстана. Его работы находятся в частных коллекциях Англии, Германии, России, Эстонии, Казахстана.

    В мае 2000 года Четвериков А.Н. принят членом союза художников Казахстана.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь