Марина Спивак получила профессию из рук отца - Льва Сморгона, официально ограничив свое образование ЛХУ им. В. Серова (ныне - им. Рериха). Но путь художника, как известно, определяется отнюдь не наличием академического диплома. Заявив о себе в начале 80-х, к концу десятилетия она добилась признания коллег и публики. Скульптурная серия "Музей рыб", многофигурная композиция "Императоры" и некоторые другие работы рубежа 80-х -90-х годов определили стремление автора к заострению, подчас утрированию формы, завоеванию широкого пространства, максимальному использованию выразительных возможностей материала. Во многом стилистика скульптуры Спивак определена преодолением господствовавшей в Ленинграде академической традиции. Отрицание сухого академизма, явный отказ от статичности породили естественное стремление к динамизму формы, парадоксальным пластическим решениям, иногда в ущерб архитектоническому единству. Но довольно скоро этот этап `отрицания` был пройден.
Новый виток творчества ознаменовался появлением композиции "Суки" (бронза). В ней удачно использованы находки прошлых лет, связанные с разрывами форм, пониманием материала, умением скудными средствами воплотить глубокое содержательное начало. Здесь отчетливо проявилась самоирония современной женщины, ценящей свою репродуктивную функцию, но не считающей ее определяющим началом своей жизни. Новым в работе оказалась монументальность, возникающая из строгого соподчинения частностей целому, единство общей формы, отказ от нарочитой ее динамизации в пользу скрытого напряжения объемов. Эти качества получили развитие позднее, уже при работе с камнем и деревом в "Гладиаторе" (1998), "Скульпторах" (1993 и1994), "Весне" (1994), "Пенелопе" (1996). Пришло умение совмещать несовместимое - мрамор и дерево, пришло то спокойствие соотношений скульптурных объемов, которое присуще лишь зрелому пластику, чувствующему исключительность скульптуры. Тенденции 70-х годов, стремление совместить прикладное искусство со скульптурой, оказались преодолены.
Международное признание (пожалуй, лишь в силу мобильности материала) получила другая грань таланта Марины Спивак - книга художника. Многочисленные зарубежные выставки, музейные коллекции, внимание западных кураторов - все это стало возможным в силу присущего Марине внимания к форме. Ее книги, по сути, скульптурны, поскольку главным предметом исследования становится не текст, а возможность формообразования в книге как объекте. Трансформация форм, создание мобилей, усиление воздействия за счет цвета, поиск адекватного воплощения содержания слова или текста в иных _ пластических языковых структурах - все то, что отличает книги Спивак, вошедшие в собрания Национальной библиотеки в Париже и Национального музея в Лондоне. Сегодня Марина Спивак находится в расцвете творчества. Обретая зрелость и мудрость мастера, она не останавливается в привычном для нас поле, осваивает новые области искусства, готовит неожиданные проекты. Но остается, прежде всего, скульптором, немногословным и глубоким художником.
Владимир Дрозд
Марина Спивак родилась в 1955 году в Ленинграде. В 1977 году окончила ЛХУ им. В.Серова, отделение скульптуры. С 1986 года является членом Союза Художников России.
Работала в Сан-Франциско в качестве участника художественно-экологического проекта "Все за одну землю", в Бермингеме на скульптурном отделении Политехнического колледжа (бронзовое литье, лекции о петербургской школе скульптуры), в Париже у Сержа Плантере.
Работы находятся в: Государственном Русском музее, Ярославском художественном музее, музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, министерстве культуры России.
Авторские книги: в библиотеке Национального музея в Лондоне, в Парижской национальной библиотеке, в Детской библиотеке мадам Левек (Париж) в Хельсинки, а так же в частных коллекциях в России и других странах.
Выставляется с 1977 года.
Основные выставки: "Мастерская", 1996, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме "Скульптура на дороге- II", 1996, Коломяги, Ленинградская область "Книжная лавка", 1998 , Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме "Мужское и женское", 1998, галерея "Петрополь" "Современная книга русских художников", 1999, Огайо, Чикаго, Сиэтл "Книжный сад", 1996, Великобритания "Русско-советская книга художника. 1910- 1993", 1993, Франция.
|