ПОИСК   
Современные художники
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Направления живописи
Художники
Современные художники
Художники-фантасты
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Страницы:  1  2  3 

    Сажина Нелли

    Нелли Николаевна Сажина (1938-1995) родилась в городе Сатка Челябинской области.

    В 1966 году окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной.
    Член Союза художников СССР с 1969 года.
    С 1964 года участвует в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках.
    В 1970 году ее работа "Разговор" была удостоена бронзовой медали ВДНХ СССР.
    В 1984 году в Тбилиси состоялась персональная выставка произведений художника.

    В произведениях Нелли Сажиной легко выделить две основные линии, над которыми художник работает параллельно. Одна линия продолжает и развивает традицию фигуративной керамики, характерную для ленинградской керамической школы, где воспитывалась Н. Сажина. Вторая связана с традиционным молдавским декоративно-прикладным искусством, произведения которого не могли оставить художника равнодушным. Н. Сажина размышляет над проблемами наследия народного искусства, экспериментирует с формой, изучает технологические и пластические возможности материала - как правило, глины. Архаичный материал, обладающий многими возможностями, глина в то же время требует и совершенного знания технологии, а значит и кропотливого труда.

    Первые работы Нелли Сажиной, содержащие явные аналогии с молдавским искусством, оригинальны по замыслу и несложны для визуального восприятия. В "Осенних играх кувшинов" художник берет за основу элементы разных видов искусства: изобразительного и народного театрализованного представления - маланки. Кувшины надевают маски героев карнавала - и вот перед нами праздник - праздник, где мирно сосуществуют старинные формы черной керамики, молдавский фольклор и современный подход к искусству керамики.

    За подобными работами следует целый ряд композиций, в которых художник отказывается от применения изобразительных цитат из народного искусства. Переосмысление традиции осуществляется на более высоком уровне, когда в произведения современного прикладного искусства трансформируется художественный народный образ. Эти работы сохраняют внешнюю изобразительность, соответствующую теме, которая лежит в основе замысла композиции. Они весьма разнообразны по пластическому решению, художник использует различные техники. Образная структура этих произведений определяется реминисценциями в них элементов народного творчества.

    В одной группе работ - панно "Мы голосуем за мир", декоративных блюдах "Ода искусству" - мастер сохраняет цвет глиняного черепка. Здесь используются элементы традиционного орнамента, типажи, этнографически близкие типу молдавской женщины. В другой группе характерной основной чертой становится специфическая цветовая гамма произведения. "Арлекины", "Разговор", "Все из ковра" - забавные фигуры, облик которых наполнен жизнерадостным юмором. Цветовая гамма подобных работ вызывает вполне определенные ассоциации со старым молдавским ковром. В некоторых случаях эти ассоциации подкреплены пластикой: в композициях Н. Сажиной свернутые в трубку ковры оживают, становятся своеобразными одушевленными существами. При этом образ конструируется (помимо изобразительности, не связанной с народным искусством) на эмоциональном восприятии цветовых сопоставлений. Интересна и необычна технология исполнения этих произведений: подмешивая цветовой пигмент, художник готовит глиняную или шамотную массу разных цветов и "строит" свою работу, совмещая узкие цветные пласты.

    Художественно-творческая одаренность мастера, способность мыслить образно приводят Н. Сажину к созданию еще более сложных по структуре произведений. Появляются такие композиции, как "Лик земли", "Эхо земли", требующие многослойного восприятия. В решении сложного художественного образа содержится эмоциональное претворение философской идеи. В данном случае идеей произведения становится достаточно смелая попытка художника воплотить в практически отвлеченных пластических формах своеобразную модель мира. Первым звеном ассоциативной цепи вновь становится цвет. Н. Сажина пользуется цветом как основой поэтического содержания композиции. Рождающиеся ассоциации вполне конкретны: мы можем проследить, как меняется облик полей во все времена года; мы видим, какого цвета небо над этими полями. Эта же цветовая гамма, благодаря определенным сочетаниям и расположению цветных полос, аналогична цветовой гамме народного ковра. Изобразительность работ минимальна: это молдавские холмы, наделенные художником "ликами" ("Лик земли"), или струи родника ("Эхо земли") - неиссякаемого источника древней культуры. Вкладывая в свои произведения конкретный образно-поэтический смысл, художник сознательно рассчитывает на определенную эмоциональную реакцию зрителя.

    В композиции "Золотые плоды" соединяются два направления творчества художника. Решение женских фигур следует традициям изобразительной фигуративной керамики. В три декоративных панно-натюрморта наряду с растительными мотивами включены традиционные кувшины - и все это опять же на фоне полосатого "ковра". Основная идея композиции - уже не только интерпретация и сохранение народной традиции, а поэтически приподнятое решение темы труда. Варьирующийся образ женщины-труженицы логически подкреплен "демонстрацией" плодов ее труда - великолепно выполненными натюрмортами. Смысловым и композиционным центром произведения становится золотое яблоко, приобретающее значение символа, - результат трудовой деятельности человека, плод, выросший на "древе познания".

    Композицию "Золотые плоды", несомненно, можно считать работой этапной. В полной мере нашла здесь воплощение творческая зрелость художника. Умение создавать выразительный пластический объем, любовь и внимание к материалу, изысканность цветовой гаммы, безукоризненное владение технологией керамики характеризуют эту работу. "Золотые плоды" - своеобразный рассказ об основном деле жизни художника, это реальный плод его многолетнего труда.

    К мотиву плодотворности человеческого труда, решенному через женский образ, Нелли Сажина обращается и в других работах. В декоративном панно "Месяц Сентябрь" керамист разрабатывает вечную тему смены времен года. Отсюда некоторая аллегоричность композиции, каждый элемент которой - характерный атрибут осеннего месяца сентября, плодоносного и красочного. Цветовая гамма работы, насыщенная и сочная, приобретает символический оттенок.

    Творчество Н. Сажиной охватывает множество проблем. Сберечь культуру прошлого - эта тема приобретает оттенок призыва в двух из последних работ Нелли Сажиной - "Хранительница" и "Сохранить!". Оригинальные по замыслу, строгие и благородные по цветовому решению, создающему ощущение патины времени, отличающиеся мастерством исполнения, они призывают бережно относиться к произведениям старинного национального искусства. Художник обращается к теме соотношения прошлого и настоящего ("Старый и новый Кишинев"), к спортивной теме - ее работы несут идею гармонии тела и духовного начала в человеке ("Музы и спорт", "Олимпия"), к теме искусства. Своеобразной одой служения искусству становится одно из последних произведений Н. Сажиной - "Под веткой Сакуры". Используя материалы, специфические для керамики, автор создает пластически выразительный образ Марии Биешу в роли Баттерфляй. Как нельзя более здесь уместна некоторая театрализация образа и "постановки" композиции, решенной по принципу мизансцены. Пространственная гибкость композиции создается с помощью декоративных ширм - они и кулисы, и декорация, и характерный предмет японского быта. Символичны изображения бабочки и змеи на ширмах - атрибуты, напоминающие нам трогательную историю Чио-Чио-сан.

    Среди лучших работ, так или иначе интерпретирующих мысль о гармонии человека и искусства, - большие фигуры муз в фойе Молдавского театра оперы и балета, одно из самых значительных монументальных произведений Н. Сажиной. При его создании необходимо было решить проблему организации интерьера - фойе. Задачу усложняли большие окна - прозрачные плоскости, становившиеся далеко не лучшим фоном для керамической скульптуры. Это отчасти определило направление поиска наиболее выразительного пластического решения скульптур. В легких, почти невесомых фигурах художник большую роль отводит контуру, лепит форму большими вогнутыми и выпуклыми плоскостями. Пластический замысел поддерживает цветовое решение: фигуры почти монохромны, в каждой из них доминируют оттенки одного цвета. Своеобразие пластического и цветового решения создает ощущение бестелесности музы - символа поэтического вдохновения, существа, парящего в воздухе и "материализующегося" только в высшие моменты творчества. Различные музыкальные инструменты, на которых играют музы, волею художника несколько "приземляют" их, но это сознательный прием, позволивший связать образное решение фигур с конкретным театральным зданием, с музыкой, оперным искусством.

    Художественное оформление интерьеров общественных зданий - одна из самых объемных страниц в творчестве Нелли Сажиной. В основу некоторых ее монументальных произведений положен крепящийся одной стороной к стене пластический модуль, с формообразованием которого керамит экспериментирует и во многих станковых работах. В монументальных панно (вестибюль главного корпуса АН МССР, интерьер магазина "Самоцветы") художник выбирает какой-либо один пластический мотив и создает на его основе ряд небольших модульных плакеток. Варьируя их форму и цвет, расставляя акценты - укрупненные элементы с конкретным изобразительным мотивом, по формальному решению соответствующим модулю, а по образному - назначению здания, Нелли Сажина добивается наибольшей пластической выразительности и декоративности панно.

    В основу усложненного варианта модульного построения монументальной керамической композиции кладется объемный модуль. Этот принцип использован в работах для интерьеров Дворца бракосочетаний ("Древо жизни") и Института генетики АН МССР ("Бионика"), где пространственно-модульная композиция вынесена и на фасад здания. В процессе создания монументальных произведений помимо проблем синтеза с архитектурой керамиту приходится решать технологические и чисто инженерные задачи. Впрочем, Н. Сатина их не боится и зачастую сама находит наиболее рациональное решение.

    Главные же черты художника Нелли Сажиной - ее не успокоенность в отношении к окружающему миру, стремление к совершенствованию в своей творческой деятельности, постоянная потребность в труде. Сегодня можно говорить о том, что искусство Нелли Сажиной звучит на самой высокой ноте. Но, может быть, все вершины еще впереди?

    Татьяна Чистова, искусствовед
    Нелли Сажина. Керамика: Каталог выставки / Союз художников Молдавии; Сост. Т.В.Чистова. - Кишинев, 1988. - 24 с.: ил.


    Страницы:  1  2  3 
    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь