Его бесконечные "букеты", "натюрморты", "зимки", "ночки", писанные маслом на проклеенной бумаге, не раздражали повторами, а радовали, как радуют находки в коктебельской гальке все новых и новых "капелек света" - коктебельских сердоликов, которые тем и хороши, что почти одинаковые, будучи собраны вместе, засияют вдруг нечаянной радугой...
Василий Васильевич Григорьев родился в 1914 году в городе Киржаче Владимировской области в семье учителей. Первую картину у него купили в 1928 году еще в Киржаче, а когда в том же году переехал к тетке в Москву, стали покупать исправно: сначала на знаменитой "Сухаревке" - это когда учился в ФЗУ; потом в Кузнецке, где во время войны работал на военном заводе; после войны опять в Москве на Преображенском рынке; в конце восьмидесятых на Арбате, куда приезжал из подмосковного поселка Лесное. Слухи о том, что на Арбате всего за 15 рублей можно купить роскошный `примитив`, быстро облетели Москву.
В своей официальной жизни Василий Григорьев успел побывать и художником-оформителем, и председателем колхоза, и директором пионерского лагеря, и литейщиком: На самом же деле он всегда был художником, хотя его первая персональная выставка состоялась только в 1994 году в галерее "Дар". В том же году его работы были включены галереей в состав российской национальной коллекции на Триеннале наивного искусства `Инсита - 94` в Братиславе.
Свободная, не знающая `ученых` правил кисть Григорьева, локальный цвет, `пренебрежение` полутонами и тенями, бесконечные вариации нескольких десятков составляющих композицию условных элементов создают удивительную атмосферу праздничной, яркой красоты, гармонии и цельности мира. Его всегда радостные, `звучные` картины сегодня можно увидеть в музеях и офисах; они украшают загородные виллы и уживаются в мастерских художников; их репродуцируют в публикациях по наивному искусству.
Василий Васильевич Григорьев умер в 1994 году, но осталась воплощенная им в красках радость, которой художник не уставал делиться со зрителями всю свою жизнь.
|