Агам Яков (наст. имя и фамилия Яков Гипштейн) (р. 1928), израильский художник, один из лидеров кинетического искусства.
Родился в Ришон Лезионе (Палестина) 11 мая 1928 в семье раввина, выходца из России. В юные годы получил традиционное еврейское религиозное образование. Затем учился в Школе искусств "Бецалель" в Иерусалиме (1947-1948), занимался в художественных училищах Цюриха (1949-1951) и Парижа (1951). Обосновался в Париже; часто наезжал на родину.
Увлеченный каббалистической символикой Творения, отверг "пассивность" современного искусства ради более активного, в идеале - мистически-одухотворенного диалога со зрителем. Изначально предпочитал (в отличие от большинства других кинетистов, продолжавших техницистские традиции конструктивизма) не лаконично-геометрические, "индустриальные", а подчеркнуто-рукодельные формы и ритмы, образующие подобия жалюзи, которые непрестанно меняют свои нефигуративные узоры. В более ранних работах, близких оп-арту, эта динамика обеспечивалась визуальными иллюзиями на плоскости (такова в большинстве своем серия Метаморфозы, написанная маслом по алюминию; Двойная метаморфоза, 1965, Музей современного искусства, Нью-Йорк; и др.) либо рельефными эффектами (Видение, "метаполиморфическая" картина-рельеф, 1965-1966, галерея Мальборо, Нью-Йорк). Позднее художник все чаще вводил в свои "пластические темы" (названные им так по аналогии с темами музыкальными) остроумные трюки, рассчитанные на ручное, механическое или программно-компьютерное сотрудничество зрителя.
Ставший в 1960-1970-е годы наиболее авторитетным мастером израильского арт-авангарда, Агам исполнил целый ряд престижных государственных и муниципальных заказов. Среди них - кинетическая композиция Тысяча ворот в саду президентского дворца в Иерусалиме (1972) и огромный музыкальный фонтан в парижском квартале Дефанс (1975).