Родился в 1942 г. в г. Казани. 1959 - Казанское художественное училище. 1962-1967 - Харьковский художественный институт, театральная мастерская профессора Б.В. Косареву. Диплом художника-постановщика. 1971 - Школа- студия МХАТ в Москве, режиссерское отделение, курс О.Н. Ефремова. Работа в театре им. Акимова режиссером. Параллельно постановки во многих городах как режиссера и как художника. Преподавал в Академии Художеств.
Постоянные коллекции: Русский музей, Санкт-Петербург Музей русского искусства, Киев Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводска Hовосибирский музей Пермский музей Центральный выставочный зал "Манеж"
Галерея "Дельта" Частные собрания России, Америки, Англии, Германии, Франции, Италии, Швеции, Турции. Работы Штерна можно увидеть на выставке в киноцентре "Крислалл Палас", С-Петербург.
Между прошлым и будущим: сегодняшний мир Алексея Штерна. Итоги подводить никогда не рано. И, хотя Алексей Штерн "свой путь земной" едва "прошел до половины", он успел вполне найти себя. Он еще ищет и искать, надо полагать, будет. Но уже вряд ли что-нибудь потеряет, как случается в суете горячечных поисков новизны. Он уже слишком взрослый, серьезный художник.
Хотя гротеск его портретов, веселая (во всяком случае, забавная) вселенная его часто театрализованных пейзажей, нередкий сарказм - все это может вызвать ощущение известной легкости, буффонады. Сказать - "нет, он всегда только серьезен" - тоже было бы преувеличением.
Просто за ироничной прохладой его картин ощутим необязательно прямо противоположный, но непременно иной план. Там, в глубине - всегда напряжение, часто боль, печаль, сочувствие.
Природой и судьбой Алексей Штерн - художник театральный. Его мир - в праздничных и беспокойных огнях сцены, герои портретов написаны остро, как герои спектакля. Некий театр - и в пейзажах Штерна. Он любит острые, занимательные детали, почти очеловеченные, с собственным "выражением лица". Переплетение ветвей, антенн, конструкций мостов, синкопы крыш разыгрывают свои спектакли на полотнах художника. Но более всего Штерна занимает человек. На первый взгляд кисть его мнится едва ли не беспощадной. Но художник гиперболизирует не только смешное, но и милое, привлекательное. И персонажи его портретов завораживают масштабом и достоинств своих, и недостатков.
Он пишет не только видимое, но и ведомое. Ведомое двоим - художнику и модели. И поразительно, что и сотворенный самим героем образ тоже отчасти присутствует на полотне.
И всегда - тревога: "Неладно что-то в королевстве Датском (somethingis is rotten in the state of Denmark)" (Шекспир). Но в самом осознании и эстетизации этой тревоги рождается вера в вечную прельстительность жизни, которая так часто мнится столь безнадежно плохой. Штерн не хотел и не хочет нравиться зрителям. Он не лукавит, избегает групп, деклараций. Считает себя реалистом.
Вероятно, художник имеет в виду приверженность жизнеподобию, равнодушие к самодостаточному формотворчеству. В мощном растворе своего таланта и жизненного опыта он проявляет то, что не видно праздному, невнимательному и просто неглубокому взгляду. И если он способен сделать даже скульптурный портрет дома, именно портрет, где есть и морщины, и гримаса, и судьба, то в человеке он, естественно, разыскивает в стократ более.
Мне кажется, в последние годы его искусство обрело если не покой, то некоторую умиротворенность. "Покой нам только снится", - как писал поэт. И вряд ли искусство может помочь успокоению. Но обретению спасительного знания, чуждого как унынию, так и иллюзиям, искусство помочь может. Во всяком случае, когда речь идет об искусстве Алексея Штерна.
Михаил Герман
|