Прежде чем создать первые работы, полностью высвобожденные из-под власти предметности, фигуративности, Игорь Орлов прошел большой путь внутреннего саморазвития, опираясь почти целиком на собственные силы, интуитивное ощущение того, что он хочет от работы над живописной формой. На этом пути соединились два существенных для него импульса, повлиявших на становление его как самобытного мастера, - древнерусская живопись, Феофан Грек с его резким и мощным как сполох "лучистским" мазком, не мотивированным естественной логикой форм, и - Павел Филонов, заставившей еще раз присмотреться к природе вещей, увидеть свою, внутреннюю архитектуру в искусстве, то, что лежит за поверхностью.
Не меньше чем иконопись и авангард на него оказало влияние чтение жития протопопа Аввакума и русских философов серебряного века, прежде всего Н. Бердяева и П.Флоренского. Если первые серии работ, сделанные во второй половине 1980-х (так называмые "Лучистские старцы" с преобладавшей христианской тематикой) еще несут на себе следы этих влияний, то, начиная с 1990-х, появляются уже целиком абстрактные работы, в которых язык и стиль художника существенно преображается, достигая глубины самовыражения.
Речь идет, прежде всего, о серии монументальных работ большого формата - знаменитых "Тотемах" Орлова, в которых крупные мощные формы являли собой переосмысленные архетипические знаки и символы - как христианские, так и языческие. В них впервые художник вплотную приблизился к магической, почти первобытной силе воздействия самых простых геометрических форм. Удалось ему этого добиться и благодаря технике своей живописи, методу работы: все сделано, вылеплено сильными, яростными плашками масляной краски, наложенной прямо мастихином, фактурно и грубо, что в соединение с чистыми, яркими цветами - черным, белым, желтым и красным - дает очень сильный эффект воздействия на зрительское сознание.
Вслед за этими работами последовал новый поиск форм, сопряженный с высвобождением подсознательных импульсов, для чего использовался метод автоматического рисования. Многодневные упражнения в рисовании "линий на свободе", совершенно не задумываясь, были направлены на высвобождение "кипящих" внутри художника образов, с последующим затем "отбором" тех устойчивых, наиболее суггестивных образов, "фигур письма", которые отвечали бы неким сверхзадачам, направленных на создание больших, монументальных вещей. Так снова возникли работы, в которых неведомым образом угадывалась стихийная, шаманская ворожба образов, какие то клубки змей, ветви мирового древа - древний, хтонический орнамент прорастал сам собой, казалось помимо воли художника.
В настоящее время Игорь Орлов активно работает, осваивая новые техники (в частности, спрей по цветной бумаге) и новые возможности своего метода, создавая все новые и новые работы, возвращая из небытия утраченные архетипы.
Игорь ОРЛОВ родился в 1959 в Ленинграде. Творческой деятельностью занимается с 1977 года. Художественное образование получил частным образом, занимаясь в мастерской художника Н.Сычева. Член ТЭИИ с 1984 года, Гуманитарного фонда "Свободная Культура" с 1989.
Работает с архаическими знаковыми системами, увлекается восточными искусствами, философией, занимается пространственными построениями, пространственно-временными закономерностями, интересуется философией музыки.
С 1995 года ведет студию автоматического рисования. Произведения находятся в собраниях музеев: Валаамский историко-художественный музей; Государственный Русский музей, Музей нонконформистского искусства; Центр искусств им. Дягилева, Санкт-Петербург; Центральный Выставочный зал "Манеж", фонд музея современного искусства, Петербург; Художественный музей г. Нарва; Музей Ратгерского Университета, Нью-Джерси, США, из собрания Нортона и Нэнси Додж; Fisher Gallery Los Angeles, California.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ: 1992 - Петербург, Центральный Выставочный зал ("Манеж") 1993 - Петербург, галерея "Navicula artis", куратор Мария Тереня 1994 "Петербург, галерея "21" (Пушкинская, 10) 1997 - Петербург, Центральный Выставочный зал ("Манеж") 2002 - Музей нонконформистского искусства.
Работы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Музея нонконформистского искусства.
|