ПОИСК   
Современные художники
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Направления живописи
Художники
Современные художники
Художники-фантасты
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Страницы:  1  2  3 

    Ковальский Сергей

    Творчество художника-концептуалиста, как правило, сопровождается комментарием, степень доходчивости и глубокомыслия которого зависит от поставленной задачи. Но в данном случае нет необходимости отвлекаться в сторону историко-культурного экскурса, затрагивающего теорию и практику концептуального искусства, поскольку речь идет о человеке, чей творческий потенциал не ограничивается лишь занятиями живописью, а воплощается в самом образе жизни на протяжении многих лет, Сергей Ковальский художник, общественный деятель, президент петербургского Товарищества "Свободная культура" по праву принадлежит к числу тех, кто в семидесятые годы создавал и активно пропагандировал так называемое "неофициальное искусство", вступал в конфликт с властями, отстаивал собственную позицию, находя нужные и убедительные аргументы, и учился побеждать "не числом, а умением".

    Общение с Ковальским требует сосредоточенности на предмете обсуждения, отчетливого понимания смысла беседы. Не случайно в посвященных ему статьях ясно слышен голос самого художника, его лаконичные и внятные ответы на поставленные вопросы. Дело не в проверенной форме интервью, а в том, что неординарность личности автора становится более привлекательной, чем отвлеченные искусствоведческие рассуждения.

    Следует отдать должное природным способностям Ковальского, рано определившим его склонность к аналитическому мышлению, которое, в свою очередь, послужило вектором последующего эстетического развития молодого художника. Жесткость и безапелляционность в выборе приоритетов стали своеобразным фундаментом для создания собственной продуманной изобразительной системы. В самообразовании Ковальского существенную роль сыграли теоретические труды основателей авангардных течений, в первую очередь, книга В. Кандинского "О духовном в искусстве". Интерес к новаторству 20х годов, творчеству К. Малевича, А. Родченко и Л. Лисицкого, объединению ЛЕФ, конструктивизму, стремительно развивавшемуся плакату заставлял заниматься изучением специальной литературы, давал мощный импульс к собственным серьезным изобразительным поискам.

    История ленинградской "второй культуры" неразрывна с историей жизни и деятельности Сергея Ковальского (об этих фактах биографии художника замечательно рассказала в материалах сборника "Петербургские чтения, 1995" Татьяна Шехтер). Однако без повторения некоторых эпизодов трудно обойтись.

    В 1980е годы в творчестве Ковальского появились первые произведения концептуально-плакатного характера. Прошедшие полтора десятилетия не изменили принципиальные взгляды художника на преобладающее воздействие разума, на безусловность логического убеждения, благодаря которым происходит приобщение зрителя к сконструированному Ковальским собственному миру. Чувственная сфера, окружающая, как правило, законченное произведение искусства, объединяющая человеческий опыт художника и зрителя, ставящая некий знак равенства между ними, не всегда ощутима в его композициях, в которых преобладает умозрительный ассоциативный ряд. Однако это не беспредметное пространство, напротив, оно заполнено вполне узнаваемыми деталями, словами, фразами, неотрывными от нашей реальности, представляющими социоисторические знаки эпохи.

    Суть творческого метода Ковальского состоит в том, что каждый замысел, тема,

    сюжет проживаются, продумываются художником в течение долгого времени. Произведение прежде всего должно "состояться" мысленно, пройти многочисленные стадии, жестко сложиться из первоэлементов абстрактного искусства, .своеобразных кирпичиков (точки, линии, пятна), которые не сдвинуть ни влево, ни вправо. И когда, наконец, давно задуманное получает реальное зримое воплощение, оно возникает, несмотря на явную предметность, в "виде" чистой формулы, в составе которой есть некая особенность. Эту особенность можно обозначить как своеобразное пластическое выражение эмоционального фона, сопровождающего, как правило, конечный этап работы, уже импровизационный, более раскрепощенный, который может наступить и через год, и больше.

    Подобный незапланированный нечаянный "изыск", нарушающий первоначальный замысел, своего рода "правильная неправильность", возникающая случайно, превращается в необходимую концовку, подводящую итог длительным размышлениям и сохраняющую "душу живу" в заданных границах концептуального произведения.

    Искусство "соцарта", которому много лет был верен Ковальский, начиналось с высокой ноты, его источником была искренняя боль за свою страну, за Россию. Чураясь высоких слов, художники "выплескивали" свои эмоции и размышления в формы непривычных ранее акций. Сильные шоковые переживания, приводившие к открытому конфликту с властью, к оппозиционному противостоянию, превращались в творческий импульс, трансформировались в общественную деятельность, направленную на конкретно обозначенную цель.

    И сегодня художника по-прежнему привлекает задача сохранения в своих произведениях ясно определенного логического смысла, передачи "точно ориентированной мысли". Импульсивность, спонтанность, непосредственность не принадлежат к преимущественным понятиям, характеризующим творческие приоритеты Ковальского. Его произведения сформулированы в соответствии с определенными правилами с использованием различных областей знаний (исторических, социологических, естественнонаучных). Используя лексику современного изобразительного языка приемы плакатного монтажа, дизайна, попарта, городской фольклористики, Ковальский уверенно включает свое творчество в общепринятую концепцию социального искусства.

    Не удивительно, что Ковальский рассматривает картину не столько как результат эстетического впечатления, а скорее как средство современной коммуникации, обращенное к носителю подобного жизненного опыта. Например, одно из основных произведений художника, композиция "С ПРАЗДНИКОМ! или ПИК КОММУНИЗМА", носит безусловно программный характер, фиксирующий конкретный временной этап, который пережили мы все, свидетели перемен последнего десятилетия. Ковальский сделал попытку совместить в едином пластическом пространстве событие состоявшееся, реальное (разрушение Берлинской стены) и событие, реально не состоявшееся, но необходимое для логического завершения современной истории (похороны Ленина). Акция "похорон", имевшая место во дворе на Пушкинской, 10, должна была поставить последнюю точку и, по мнению художника, "закрыть определенный исторический период".

    В последнее время интересы Ковальского сосредоточились в области фотоискусства, он занят поисками адекватных форм современного монтажа, включающего свободное пересечение различных смысловых символов в пограничном пространстве реального и воображаемого.

    У художника сложились особые отношения со зрителем, которые постепенно приобрели статус почти творческого процесса. Сочиняя свои картины-послания, Ковальский рассчитывает на ответное понимание, на неожиданную расшифровку или на оригинальное, новое для себя прочтение. Ему интересен активный зритель, обладающий таким же мироощущением, настроенный на ту же психологическую, даже биологическую волну, владеющий тем же словарем ассоциативного языка.

    В биографии Ковальского более десяти лет занимали ежегодные топографические экспедиции, в которые художник уезжал на полгода, отказываясь на это время от живописи. Два разных мира никогда не соприкасались. Топограф шагал по прямой, "красной" линии, через овраги, горы, реки, холмы. Свободный человек свободно шагал по своей земле. Этот образ реального безграничного пространства оказался наиболее действенным и убедительным, он вызвал к жизни не одно произведение ("Перелет", "Красная линия", "Храм") и позволил вспомнить о романтических оттенках в строгом рационалистическом творчестве Сергея Ковальского.

    Наталья Козырева



    AВТОБИОГРАФИЯ
    1948 - родился в Ленинграде.
    1973 - с Б. Митавским и В. Богорадом учреждает творческую группу "ИНАКИ".
    1974 - устраивает первую квартирную выставку творческой группы "ИНАКИ" (Басков пер., 41-27).
    1977 - открывает у себя на квартире постоянную выставку неофициальных художников (Пискаревский пр., 48-1-22).
    1981 - один из создателей ТЭИИ (Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства).
    1983 - вместе с Е. Орловым организует творческую группу художников "Пятая четверть". 1987-89 - вместе с Б. Хазард организует первую выставку-турне художников ТЭИИ в США.
    1989 - автор концепции и один из создателей культурного центра "Ковчег XXI век" на ул. Пушкинской, д. 10 (с 1997 г. переименованного в "Пушкинская-10").
    1990 - вместе с Ю. Рыбаковым создает первую в Ленинграде официальную организацию нонконформистов - гуманитарный фонд "Свободная культура".
    с 1994 - президент Санкт-Петербургского гуманитарного фонда "Свободная культура" (с 1999 года перерегистрированного как Товарищество "Свободная культура" - ТСК).
    1998 - один из основателей музея нонконформистского искусства (МНИ).

    ПУБЛИКАЦИИ
    1990 - журнал "Декоративное искусство", М. Халтунен "Опасная зона". Москва.
    1992 - книга "Рядом с Невским Проспектом", Б. Хазард, Беркли, США.
    1995 - журнал "Петербургские чтения", N3, Т. Шехтер "Опасная зона". Санкт-Петербург.
    1997 - справочник "Сто имен в современном искусстве Санкт-Петербурга". Центр современного искусства Дж. Сороса. Санкт-Петербург.
    1997 - CD-ROM "Художники Санкт-Петербурга. Конец XX века". Галерея "Палитра". Санкт-Петербург.
    2000 - журнал "Новый Мир Искусства" (НОМИ), N4 (15), Л. Вертин "Под черным флагом". Санкт-Петербург.
    2001 - журнал "TERRA INCOGNITA", N10, И. Адамацкий "Креативное кредо: Сергей Ковальский". Киев.

    КОЛЛЕКЦИИ
    Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
    The Norton and Nancy Dodge Collection. The Jane Voorhees Zimmerii Art Museum, Rutgers, the State University of New Jersey. USA.
    Собрание А. Глейзера (Дар будущему музею нового русского искусства). Фонд им. С. Дягилева. Санкт-Петербург.
    Музей нонконформистского искусства. "Пушкинская-10". Санкт-Петербург. Частные коллекции США, Франции, Польши, Болгарии, Швейцарии, Австрии.



    Страницы:  1  2  3 
    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь