Мир образов Бориса Зинкевича отличает необыкновенная чувственность, тонкая ирония и в то же время почти детская непосредственность. Казалось бы, эти разные качества могут внести противоречия в живописную систему художника. Отнюдь. Зинкевич и в жизни чуть-чуть насмешлив, очень застенчив и естественен одновременно, и творчество его, весьма многообразное по форме и видам, тем не менее имеет нечто, делающее его цельньм и органичным. Картины Зинкевича наполнены одним чувством, и это чувство - любовь, пронизаны единым отношением к жизни, и это - светлое, радостное ее восприятие.
Фактически главная тема Зинкевича - это история мужчины и женщины, история их взаимоотношений от Адама и Евы, их первые разногласия и последовавшее за этим изгнание, их сближения и расставания, их тайные и явные желания.
Чувственность восприятия и подачи этой темы колеблется от близкой к эротике в картине "Семь гномов" (1997) до умения занятно рассказать незатейливый сюжет в раскрашенном офорте "Купальщица".
Вообще, в офортах проявилось необыкновенное умение художника скупыми средствами, с большим юмором, временами поднимаясь до притчевости, по-своему раскрыть характер мужского и женского начала. Так, сильная духом и телом, мудрая и все понимающая женщина и мужчина-ребенок предстают в работах "Великий поход" и "Укрощение строптивых". Невозможно без улыбки и сочувствия смотреть на женщин, в буквальном смысле несущих на себе мужей, кто на плече, а кто под мышкой, и на ту, которая еще не поймала своего единственного, и на него, так этому сопротивляющегося. Или как современно смотрятся женщины, оседлавшие как амазонки своих мужчин, ползущих на четвереньках, а в руках держащие мечи, вертикальный ряд которых так явно олицетворяет мужскую силу. Подобные картинки, в которых тесно переплелось и фольклорное начало и очарование примитива, совершенно лишены как пошлости, так и цинизма и порочности. Озорство, игривость, снижая накал страстей и степень откровенного эротизма, придают работам Зинкевича добродушную мечтательность, как, например, в "Купальщице". Двое мужичков, расположившихся на бугорке и удвоившиеся за счет отражения в воде, лениво наблюдают за "героиней", плещущейся в озере.
Русалки, летающие и плавающие, матросы, дамы и галантные кавалеры очаровательны своей непосредственностью и олицетворяют скорее мечту, видение, мираж или желание.
Переплетение фантазии и реальности вкупе с выразительным пластическим языком, где главную роль играет экспрессия жеста и взгляда и условно-декоративный колорит, безупречное чувство организации пространства, в полной мере проявились в картинах "Степан Разин" и "Отелло" (обе 1996). И здесь Зинкевич верен своему пониманию темы: и Дездемона в последний свой миг скорее выражает томление, чем отчаяние, и дружина Разина смотрит на своего атамана в недоумении - как можно отказаться от такой красавицы.
Художник активно работает и в живописи, и в оригинальной графике, и в печатной, и в монотипии. Последние, выполненные на черной бумаге, особенно привлекательны стихийной красочностью и сумрачной таинственностью.
Подлинное чувство всегда целостно, его нельзя разъять на составляющие, и в этом смысле Зинкевич - удивительно гармоничный художник. Тема любви в его творчестве, видимо, не могла не выразиться в глубокой духовной ипостаси. Его евангельские сюжеты потрясают своим душевным надрывом, заставляя задуматься о нравственной сути человеческой природы. Само художественное решение картин "Поцелуй Иуды" и "Бичевание" (обе 1990) - трепетное пространство, сияние, идущее изнутри и окрашивающее воздушную среду, легкий намек на фигуративность - придает теме необыкновенный драматизм, поднимает зрителя на новую ступень душевного просветления. Наверное поэтому, эти работа в числе немногих современных экспонировались на петербургской выставке, посвященной 2000-летию Христианства, что, безусловно, большая честь для любого мастера.
Алиса Любимова
Родился в Новосибирске в 1953 году. Живописец, график, художник-монументалист. Учился в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (1977-1982) на факультете монументальной живописи. Член СХ с 1990.
С 2000 преподает живопись в Негосударственном Институте декоративно-прикладного искусства (Санкт-Петербург).
Монументальные произведения: 1988 - сграфито в фойе театра "Буфф" (Санкт-Петербург).
Избранные выставки за последние годы: 1992 - "Взгляд на изобразительное искусство Санкт-Петербурга", г. Йончепинг, Швеция (каталог: "Glance on the Visual Arts of St.Petersburg", Jonkoping, Sverige); 1992 - "Три художника", Музей Бенуа, Петергоф (совместно с Ю. Митрошиным и Ю. Лиленковым); 1994-2000 - ежегодные выставки в выставочном зале "Katedralen", г. Скаген, Дания (совместно с В.Загоровьм, П. Татарниковьм, П. Конниковым, А. Румянцевым; каталог: "Summer Art Exhibition", Skagen-St.Petersburg, 1994); 1995 - "Русский морской пейзаж и современное изобразительное искусство Санкт-Петербурга", г. Олборг, Дания (каталог: "Russian Seascape and Modem Fine Arts of St.Petersburg", Aalborg); 1995 - "Трое из Санкт-Петербурга", Нордический культурный центр, Санкт-Петербург (совместно с П. Татарниковым и А. Румянцевым); 1995 - "Два лирических русских", Нордический культурный центр, г. Буде, Норвегия (совместно с П.Татарниковым; буклет: "То Lyriske Russere", Nordland Kulturcenter, Bodo); 1997 - "Петербург 96", Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников (каталог, илл.), Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург. 1997 - "Паломничество на остров Киферу" (любовь и эротика в изобразительном искусстве), Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург (каталог); 1997 - "Русское искусство в переходный период", Бизнес-центр, г. Копенгаген, Дания; 1997 - "Связь времен", Выставка художники - члены Санкт-Петербургского Союза художников России 1932-1997, Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург (каталог); 1998 - "Русское современное искусство из Санкт-Петербурга", Художественный музей, г. Фредериксхавн, Дания; 1997, 1998, 1999 - "Рождественская выставка", Галерея "Серебряный век", музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург; 2000 - "Истинно, истинно говорю вам...", Выставка к 2000-летию христианства. Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург (каталог); 2000 - "Эротика 2000", Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург.
Персональные выставки: 1992 - центр ЮНЕСКО (Санкт-Петербург).
Произведения находятся: Музей истории города (Санкт-Петербург); Министерство культуры РСФСР; собрание Центрального выставочного зала "Манеж" (Санкт-Петербург).
|