 В основе инсталляций, объектов, коллажей и фотосерий Сергея Денисова - манипуляции с фрагментированными, детерриториализованными, архаическими объектами, нередко связанными с темой распада, исчезновения, смерти. Первым по-настоящему значительным его проектом стала инсталляция "Из жизни насекомых" (музей А. Ахматовой, май 1996 г.), основным материалом для которой послужило собрание стрекозьих крыльев и пустых оболочек, оставленных личинками стрекоз после превращения во взрослых особей. С тех пор тема микрофауны занимает одно из центральных мест в работах Денисова, ее останки (а иногда и живых представителей) он постоянно включает в свои экспозиции. В некоторых случаях художник заключает останки животных и растений в прозрачные или полупрозрачные оболочки. Так, в зоологическом музее в рамках коллективного "Чисто экологического проекта" (август-октябрь 1996) он выставил слюдяные реликварии с зависшими внутри лягушачьими мумиями или оболочками личинок. Объект, достигший грани распада и подлежащий устранению из поля видимости, становится доступным для взгляда как некая застывшая форма, окаменелость. Но дистанция материализуется в прозрачных стенках "мощехранилища", приобретающих значение экрана, на который изображения проецируются не извне, а изнутри. Серия зеркал с процарапанной амальгамой, сквозь которую проступает сама изнанка в форме анатомического образа - одна из последних вариаций на эту тему. Подобные изображения всегда фрагментарны, частичны и при этом точны в мельчайших деталях. Они похожи на материализовавшиеся образы снов и памяти, спрессованные давлением времени, которое стало протяженным, слоистым и твердым. Недаром слюда - один из излюбленных материалов Денисова. Для всех его работ характерно смещение взгляда на микроуровень, где различие между биологическим и социальным, разумным и инстинктивным, случайным и преднамеренным становится весьма проблематичным.
В фотопроекте "открытый город" - коллекции анонимных фототрофеев, неосюрреалистических objects trouves - город предстает как конгломерат различных квазиархеологических субкультур - вроде культуры детских площадок или уличных граффити. А фотосерия "Наклейки" целиком посвящена одной из таких микрокультур, которую можно определить как "наскальную живопись в эпоху технического репродуцирования". Выступая в роли исследователя и собирателя, художник фиксирует экзотические разновидности и различные градации ее существования - от ясно читаемых изображений до неразличимых, полустертых фрагментов. При этом он задерживает внимание не на стадии производства образов, а на стадии их потребления или даже "бесцельной траты". Художник лишь подбирает образ, выброшенный другим, а небрежность этого последнего жеста восходит к романтическому мифу о гениальности, равнодушной к судьбе своих творений. Напротив, художник бережен и "корыстен". В целом его позиция напоминает позицию археолога, ведущего свои изыскания в различных микросредах.
Андрей Фоменко
Сергей Денисов родился в 1963 году в городе Перми. Обучался в Художественно-промьшленной академии им. В. Мухиной. С 60-х годов участвует в коллективных выставках, с начала 90х выступает самостоятельно. Сергей Денисов - один из наиболее активно выставляющихся петербургских художников. Вот наиболее значительные из его проектов:
Персональные выставки: - "из жизни насекомых", музей А.Ахматовой, Санкт-Петербург, май 1996 г. - "Круг жизни", галерея "Митьки-ВХУТЕМАС", Санкт-Петербург, декабрь 1997 г. - "Следы перемещений", галерея "Борей", Санкт-Петербург, март 1996 г. - "Нетревожное путешествие", галерея "Митьки-ВХУТЕМАС", май 1996 г. - "Лицом к тишине", галерея "Борей", декабрь 1996 г. - "Открытый город" (совместно с Кириллом Шуваловым и Александром Скиданом), галерея "Navicula artis", Санкт-Петербург, май 1999 г. - "Бесполезные таблицы", галерея "Борей", октябрь-ноябрь 1999 г. - "Наклейки", галерея "103", Санкт-Петербург; "Арт-Манеж", Москва (экспозиция журнала "Мир дизайна"), декабрь 1999 г. - "Детские площадки" (совместно с Кириллом Шуваловым), галерея "Борей", май 2000 г.
Публикации: - Николай Татаренко, О новой биологии // Новый мир искусства, 1996, N2 - Андрей Фоменко, Жизнь и смерть насекомых // Мир дизайна, 1996, N2 - Андрей Фоменко, Открытый город // Мир дизайна, 1999, N3 - Елена Невердовская, Бесполезные таблицы // Максимка, 2000, N5 - Андрей Фоменко, Микроландшафты и погребения // Художественный журнал, 2000, N30.
|