Я пришла в мастерскую Джаннет Далгат осенним вечером. Смеркалось. Дверь мне открыла хрупкая приветливая женщина и провела в комнату. "Меня можно звать Женя, а вообще мое полное имя Гюль-Джаннет",- сказала художница. Вот так, между Востоком и Западом, в пространстве имени, началось наше знакомство. Мы оказались посреди уютной комнаты с большим окном; стены, завешанные картинами и фотографиями, создавали ощущение покоя и защищенности. Недавно в одном из интервью Джаннет Далгат и ее муж Петр Татарников (с которым они работают в соседних комнатах) поведали: "Мастерская - своего рода убежище, дарующее свободу. В этом смысле художники - счастливые люди: им есть куда "сбежать". Наши мастерские находятся в одной квартире, и периодически мы ими меняемся..." "Немногословный` мир художницы, отраженный в ее произведениях, обратил меня к размышлениям о попытке художественного мышления постичь снова человеческую природу, но не только совершить жест самопрезентации, столь естественный для творца. Беседа началась с моего вопроса о "корнях" и "истоках", который всегда сохраняет свою актуальность. Из числа художников, искусство которых тем или иным образом повлияло на творческое становление и развитие Джаннет Далгат, особо были выделены следующие имена - Руо, Боннар, Кирико, Тышлер, Моранди. Обращаясь же к современной художественной жизни, отмечаешь, что она уже не структурирована направлениями или тенденциями, художественными группировками или общими программами и манифестами. Происходит постепенное растворение такого фундаментального для классической традиции понятия как станковизм. Искусство сегодня в меньшей степени стремится предложить публике некий художественный объект - картину, скульптуру, графический лист; скорее, зрителя приглашают принять участие в каком-то событии или пережить некий опыт.
Джаннет Далгат по-прежнему работает в рамках станковой картины, не претендуя на монументальность и шокирующую публику декларативность. Ее небольшие холсты демонстрируют отказ от "рациональной предметности". Это не изображение каких-либо реальных предметов, явлений, персонажей, а эмоциональное отношение художницы к их существованию и сопоставлению. В сущности - это настроение, загадка, незримое присутствие, "меланхолия сумерек" - визуальные метафоры. "Исключение логического смысла из искусства не является изобретением живописцев... Искусство было освобождено современными философами и поэтами... Мы достигли метафорического аспекта вещей". (Кирико) Именно это `измерение` придает произведениям художницы то необыкновенное очарование недосказанности, которое оставляет пространство для зрительских проекций, желаний, грез. Сдержанные, но изысканные по цвету, картины художницы представляют достаточно широкий тематический диапазон: от натюрмортов ("Цветы") до мифологических композиций. Сейчас Джаннет Далгат работает над серией картин на мифологические темы ("Эдип и Сфинкс", "Нарцисс", "Орфей и Эвридика"). Сама же художница признается в том, что находится в поиске своей главной "тональности": ведь именно это состояние постоянного поиска соединяет фрагменты творческой биографии в единое экзистенциальное приключение, иными словами - жизнь в искусстве.
Нана Жвитиашвили
Джаннет Далгат родилась 12 мая 1954 года в Ленинграде. В 1978 году закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (факультет живописи, мастерская монументальной живописи под руководством А.А. Мыльникова). Член Союза Художников России с 1989 года. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Oсновные Выставки: 1983 - Ленинград, Елагин дворец (совместно с М. Бозуновой, В. Загоровым, П. Татарниковым) 1994 - Санкт-Петербург, Центральный выставочный зал "Манеж". Выставка "И тогда... О, да!" 1994 - Санкт-Петербург, Музей Анны Ахматовой 1996-1999 - Дания, Скаген, Ежегодные летние художественные выставки 1997 - Дания, Копенгаген, Выставка петербургских художников 1997 - Дания, Фредериксхавн, Художественный музей 1998 - Санкт-Петербург, Музей Анны Ахматовой, выставка "Под Вифлиемской звездой. Рождество в нашем доме" 1998 - Дания, Копенгаген, галерея "Рампен" 1998 - Гатчина, гатчинский Дворец-Музей, групповая выставка "Собственный сад" 1999 - Выставка `Петербургские мастерские. ХХ век`, центральный выставочный зал "Манеж".
Mузеи и коллекции: Российский этнографический музей, Санкт-Петербург Cовет министров Северных стран, Санкт-Петербург Художественный музей, г. Сочи Картинная галерея, г. Николаев Гатчинский Дворец-музей, г. Гатчина. Работы находятся в частных коллекциях России, Англии, Германии, Дании, Израиля, США
|