Владимир Петрович Волков (1923-1987) - друг и ученик Павла Михайловича Кондратьева - очень одаренный художник - индивидуальный и самобытный. Его дарование основывалось скорее на синтезе пластических принципов. Конечно, синтез является итогом настоящего, глубокого ана-лиза. Особенностью Владимира Волкова было проведение постоянного существования пластического пространства в двухмерном и трехмерном измерениях. Переводя форму из скульптурного пространства в двухмерную плоскость и обратно, он резко подмечал характер изменений. Это парал-лельное соотнесение жизни пластики и живописи ставит его творчество на особую ступень, делает выводы глубокими. Вспоминаются слова К. Малевича: "Искать форму в глине..." (из опроса практиканта Журавлева в ГИНХУКе).
Стадии геометризации Волков осуществлял на пейзаж-ных мотивах с большим охватом пространства. Новым каче-ственным и индивидуально найденным пластическим под-ходом была "ленточность" пространства. Она затягивала все элементы пейзажа в единое движение. Возникающие пространственные планы были насыщены энергетийно-двигательной силой большой мощи. Пространственно-временные валы охватывают и захлестывают земные ипостаси бытия - они сечения, космоса, биение его пульса. Близость к мироо-щущению К.Малевича - явная. "Ленточность" включала в себя мёбиусичность пространства, а также иногда была своеобразным эхом кубофутуризма.
Как бы обратным ходом в конце 70-х годов пройден имп-рессионистический период в рисунках пейзажей (цвет. кар.; акв.). Импрессионизму В. Волков придавал меньшее значение, считая его "очарование" опасным рецидивом, способным отвлечь от основных целей.
Близкое к супрематизму пластическое ощущение В. Волкова соединяет земное и космическое. Постепенно про-странственный ленточный план уплощается до двухмерно-сти - возникают квадраты, прямоугольники в плоскости холста. Он доводит редукцию геометрических форм до сво-еобразной формулы - О (круга) и - прямоугольника; это становится как бы его знаком, узнаваемой чертой.
Цвет его изначально ярок, в отличие от цвета П.М. Кондратьева, близок к спектральному, охвачен горением. Он сво-бодно переходит от абстрактного метода к фигуративности, оставаясь всегда на высоком пластическом уровне.
В. Волкова увлекает синтез, как подход к работе: "художник должен быть в силах, а не в усилии" - вспоминает он слова Н. Суетина.
Синтетичность мышления Волкова выражалась в выдви-жении "архитектонического принципа" в работе. Этот принцип он считал самым главным. Проблема прибавочно-го элемента для него была вторичной. Можно испещрить поверхность холста прибавочным элементом, а работа будет разваливаться. Принцип архитектоники - суть един-ство, гармония частей, равновесие - на острие найденных контрастов. Отсюда внимание к остроте найденных контрастов и способу их объединения. "Я ищу необычного, неожи-данного равновесия" - говорил иногда В. Волков, вспоминая П. Клее.
В окружении П. Кондратьева и В. Волкова делался упор на создание собственного мироощущения и индивидуально-го творческого метода. "Для того, чтобы хоть как-то прибли-зиться к истине, необходимо лет десять упорного труда и сидения в углу" - говорил частенько Волков.
В. Поварова
|