Ирина Бируля - художник театральный. Речь не столько о том, что она - известный сценограф, поставивший в Петербурге и других городах России, равно как и за границей, великое множество спектаклей, и что ее репутация именно в театральном искусстве очень высока. Речь о природе ее нынешнего искусства, ради которого она практически оставила театр, хотя предложений - и самых лестных - она по сию пору получает немало. Она оставила театр, устав от его, быть может, и обольстительной, но изматывающей суеты, нашла силы уйти в мастерскую, в свой собственный мир, где нет зависимости от режиссера, где можно созидать собственный театр, где и пьесы, и декорации свои, актерами служат, как правило, дома и вещи, а главный персонаж - художник - остается за кулисами, и только очень внимательный зритель замечает его присутствие. А зритель праздный Ирине Бируля не нужен. Неизбежный в театре разговор `на публику` - это в прошлом. Художник наедине с самою собой, не ожидая рукоплесканий зала и зыбких восторгов премьер. Отказ от театра - поступок. Умение сохранить театр в себе - свойство таланта. Ее картинам присуща своего рода скрытая монументальность. Вероятно, по отношению к камерным, чаще всего вполне лирическим пейзажам и натюрмортам, такое суждение может показаться натянутым и уж, во всяком случае, неожиданным. Тем не менее, оно вряд ли несправедливо. У Ирины Бируля - несомненный вкус к большой плоскости, к стене, не случайно в своей профессиональной юности она мечтала о гигантских фресках, а в театре с наслаждением писала многомерные задники. Не случайно она отыскала удивительный технический прием - грунт из песка или земли, придающий живописной поверхности фактуру шершавую, зернистую и живую, похожую на ту, по которой писали фрески.
Небольшой размер ее картин словно сгущает просторный пейзаж, как декорация на сцене порой соединяет в одной выгородке разное `место и время`. Она часто пишет город через оконное стекло, совмещая `комнатную защищенность` с открытой ветрам уличной открытостью. Как в театре, ставит она телефонную будку - свидетельницу неведомых разговоров - чуть ли не посередине Невы, ведь она пишет город не с натуры, она делает этюды с собственных воспоминаний. В них всегда есть ощущение ностальгии по городу, который она и не собирается покидать, но печаль - неизбежная спутница любви. Смысл и суть ее творчества в поле напряжения, что существует между миром старых вещей, обжитых и обласканых нашей памятью и нашими руками, и городом, который нас окружает, как мы окружаем наши вещи. Город чуть отстранен и почти всегда печален, вещи добры и согреты, они домашние, в них - память не уличных толп, а конкретных людей. Живопись в лучших работах Ирины Бируля - святое ремесло. Колорит, сведенный к максимально сдержанным отношениям, лишь при внимательном разглядывании картины наполняется сильным, но приглушенным цветом, вещи обретают свой собственный внутренний свет. Город заново рождается на холсте с филигранной строгостью. Но это не парадный его фасад и не прозаические задворки. Чаще всего - это набор любимых мелочей, романтических пустяков городской прозы, расплавленных в вечной и призрачной красоте города. Нам очень не хватает нынче в изобразительном искусстве того, что можно было бы назвать "художественно осуществленной любовью" к усталому городу, умение видеть его горделивую стать при любой погоде и в любой ситуации. И театр города, созданный Ириной Бируля, восполняет дефицит этой любви.
Михаил Герман
Родилась в Ленинграде в 1944 году в 1968 - окончила Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии (факультет сценографии) с 1971 - член Союза художников с 1992 - член Международной ассоциации художников, участник 30 международных выставок в 1997 - Гран-при выставки-конкурса "Окно в Нидерланды", Санкт-Петербург.
Произведения находятся: Россия - Санкт-Петербург - Государственный Русский музей, Москва - Театральный музей им. Бахрушина. Индонезия - Национальная галерея Дания - галерея "ERTEBELGEN" Кипр - Пафос, муниципальный центр Бельгия - Европарламент Нидерланды - коллекция принца Оранского. В частных коллекциях США, Германии, Швейцарии, Кореи и др.
|