ПОИСК   
Современные художники
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Направления живописи
Художники
Современные художники
Художники-фантасты
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]
    Шварцкопф для волос


    Базарин Александр

    "Когда ребенок был ребенком, у него ручки свисали вдоль тельца, и ему хотелось, чтобы ручеек был речкой, речка - полноводной рекой, а эта лужица - морем" - этими словами начинается знаменитый фильм Вима Вендерса "Небо над Берлином", в котором мир предстает видимым глазами ангелов. Герои последних работ Александра Базарина родственны и близки вендерсовским. Это дети - свидетели иной реальности нашего мира и ангелы - существа, наиболее адекватно выражающие сущность этой самой духовной реальности. Иногда они сливаются в одно целое - непонятное, сомнамбулическое существо с отрешенным лицом, гипнотизирующим зрителя. Несмотря на видимую хрупкость их мирка, беззащитность условных очертаний фигурок, чувствуется исходящее от них величие (видимо, не случайно некоторые из них укутаны в горностаевые одежды, намекая на царственное происхождение). Как у Вендерса присутствие ангелов на земле не кажется чем-то чуждым и шокирующим, так и абсолютно нереалистичные персонажи Базарина узнаются как проводники в область сна, мечты. Впрочем, обозначенная метафоричность не выступает на первый план, художник не подчеркивает намеренно философский контекст. Сама заявленная тема волнует Базарина лишь как наиболее "чистый пласт реальности", важный для художественного размышления.

    Здесь нет зашифрованного послания, художник не тяготеет к знаковости, несмотря на привязанность в ранние периоды творчества к египетскому искусству. Сама египетская тема ушла, оставив лишь намеки на былое - особую статичность, интерес к профилъности изображений, удлиненность женских голов на вытянутой изящной шее, наподобие Нефертити. Однако это уже не символы, а просто полюбившиеся мотивы, которые рука выводит сама собой.

    Символизм, космизм - некоторая видимая близость работ Александра Базарина к этим течениям искусства нисколько не объясняет и не определяет его творческий метод. Узкое ограничение каким-либо направлением не в его характере. И дело не столько в отсутствии амбиций, сколько в осознании невозможности выражения индивидуальности через коллективное творческое восприятие. Его живопись личностна, а потому кажется обнаженной, открытой, ранимой. Однако Базарин не стоит особняком от художественных поисков конца тысячелетия. По некоторым художественным приемам он соприкасается с таким актуальным стилевым понятием, как маньеризм. Как одна из любимых культурных тем XX века, маньеризм отразился и в символизме, и в сюрреализме, обозначился у У. Эко и П. Гринуэя. Любовь к "редкостному и замысловатому", впрочем, лишенная болезненно-нервной утонченности, особая ценность фантазии, выдумки и воображения, идеалистические и романтические черты вводят Базарина в орбиту проблем современного маньеризма. Здесь и некоторая условная дисгармония форм, деформация фигур, эстетизация отдельно взятой детали, затмевающей иногда изысканность всей композиции.

    Сами работы - слепки медитативных состояний художника. Все они - импровизации на неземные, и в тоже время абсолютно обыденные темы. Детская тема, популярная в течение всего XX века - от Шагала до Хельнвайна, в русском искусстве дискредитировала себя социальностью и избыточной сентиментальностью. У Базарина нет ни пафоса, ни экзальтированной чувствительности. Его дети - вовсе и не дети, а некие духовные сущности - свидетели земных реалий. Они слишком серьезны, погружены в самих себя, кажутся застывшими и отстраненными от окружающего их ландшафта, столь же фантастически-нереального, как и сами герои. Структура мира также притягивает художника, обращающегося с предметами и явлениями с большим вниманием. Мистическое начало подается им не столько сюжетным рядом, сколько своеобразной игрой с физическими характеристиками мира. Художнику интересно остановить движение и рассмотреть его сущность. Сами предметы как бы "заморожены", выхвачены из времени. Оживляет их свет, отождествляемый с духовной субстанцией, динамику же задают тени, которые пронзают и по-своему разделяют мир на темное и светлое. Светотеневая проработка существует как бы независимо от реального движения светила - поэтому сами пейзажи навевают галактические темы - может быть это Марс, или Венера. Однако петербургский пейзаж, часто обозначаемый художником в графических работах, переносит на землю, подчеркивая, что все это - наша реальность, может быть, иная ее сторона. Цвет, наряду с тенью, также выступает метафорой жизни, движения. Две любимые цветовые гаммы, которые использует художник - сиренево-зеленоватая и красно-охряная - расставляют чувственно-смысловые акценты. Но очень ненавязчиво, деликатно, то растворяя предметы в дымке, то фокусируясь на мельчайших деталях. Вибрация, которую создает цвет, лишь подчеркивает иллюзорность среды обитания базаринских персонажей.

    Жизненный круговорот, в который вовлечен современный человек, все более ускоряет темп. Вырваться из него, остановить время, почувствовать его суть, красоту, неповторимость - кажется, этим занимается Александр Базарин, то задерживая, то оживляя мгновения. Как заметил современный французский философ: "художник - величайший доктор и пациент нашей эпохи". Удастся ли Базарину излечить кого-то от излишней спешки, или хотя бы просто оторвать от будничных забот? Возможно. По крайней мере, свое лекарство он предложил.

    Л. Неволайнен



    Родился в 1963 году 1 марта в городе Нижнем- Новгороде(Горьком). В 1982 году закончил Горьковское художественное училище, а в 1991- Художественное училище им. В.С. Мухиной в Санкт-Петербурге (Ленинграде). С 1992 года - член Союза Художников России.

    Избранные групповые выставки:
    1989- Выставка группы "Боевые слоны". Галерея "Ариадна", Ленинград.
    1990- I Биеннале Новейшего Искусства. Ленинград.
    1991- "Художники Ленинграда". Сволвер, Норвегия.
    1991- "Боевые слоны". Лейден, Голландия.
    1991- "Художники Ленинграда". Галерея "Гедок", Гамбург, Голландия.
    1992- П Биенале Новейшего Искусства. Манеж, С.-Петербург.
    1993- "Весь Петербург". Манеж, С.-Петербург.
    1994- Ш Петербургская Биеннале. С.-Петербург.
    1995- "Арт-Реальность 1995". Манеж. С.- Петербург.
    1995- Фестиваль галерей. Гаага, Голландия.
    1996- "Неосимволизм", Оснобрюк, Берлин, Бремен, Германия.
    1998- "Анатомия современного искусства" N1. Галерея "Арт- Коллегия" С. - Петербург.
    1998- "Музей Современного Русского искусства" Нью- Йорк.
    1999- "Личный заповедник в эпоху перемен", Галерея "S.Р.А.S.".
    1999- "Анатомия современного искусства" N 2 Галерея "Арт- Коллегия". С. - Петербург.
    1999- Галерея " Белый свет", Тверь.
    1999- Частная галерея в Де Вийк, Голландия.
    1999- Представление манифеста "Грань" и демонстрация работ Зал Заседаний, Государственный Эрмитаж, С. - Петербург.
    2000- "Грань"," Арт-Коллегия".
    2000- Лондон the BLOXHAM GALLERIES, "Luke & А".

    Персональные выставки:
    1993- Музей городской скульптуры. С.- Петербург.
    1995- Музей городской скульптуры. С.- Петербург.
    1998- Галерея "Арт- Коллегия". С.- Петербург.
    1998- Музей Современного Русского искусства. Нью-Йорк.
    1999- Галерея "S.Р.А.S.", С.-Петербург.
    1999- Галерея "Белый свет", Тверь.
    2000- ВГЦ "Невограф".
    2000- Санкт-Петербургский Гос. Университет, философский факультет.

    Работы. Находятся в Дирекции Объединения Музеев Ленинградской области, в частных коллекциях многих стран мира.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь