Испытавший себя во всех основных жанрах живописи, в различных видах и техниках графики, а также сценографии и декоративно-прикладного искусства, Аршакуни, так сказать, художник вообще, в принципе. И все-таки, поскольку именно в живописи энергетика цвета и пластики проявляется наиболее концентрированно, он прежде всего живописец. Его мотивы, как правило, весьма прозаичны. Порой - грубоваты. Но проза преображается в звучащую мощными красочными аккордами поэзию. По-детски укрупненное виденье художника отбрасывает все лишнее. Кисть дает сгустки впечатлений, открывая красоту "некрасоты". Больше того, ее смысл - необыкновенную серьезность обыкновенного хода жизни. В уравновешенных, часто фронтально развернутых композициях раскрывается само бытие. Протекающее - в колористически насыщенных холстах - словно бы замедленно, оно торжественно, как ритуал. И драгоценно - сияет ли солнце, хмурится ли непогода. Эстетически равноправны радужные краски Неба и терпкие краски Земли. Изначально включенные во всеобъемлющее течение бытия, люди не противостоят природе. Призвание человека - не столько в деянии, сколько в созерцании. Ибо дарованный нам мир - завораживающее зрелище. Искусство - для Аршакуни - неотделимо от жизни: и театр, и цирк, и картины включаются в композиции, являясь как бы продолжением творчества Природы или Бога. Божественность мира в том, что он и прекрасен, и грозен. И всегда помнит о "присутствии" рока. Причем - архаического, уравнивающего всех и каждого перед лицом жизни и смерти. Интегральность, вечностность мотивов находят опору в древнейших культурных архетипах. События легендарные, освященные религиозной традицией, органично вплетаются в повседневность:
В своей творческой эволюции художник идет от анализа к синтезу, от "расщепления" цвета и формы - к цельности, к емкому лаконизму образа. А следовательно, к наиболее обобщенным пластическим формулам масштабных взаимоотношений: взрослых и детей, мужчины и женщины, людей и животных. Человека и мира.
Л.Мочалов
Аршакуни, Завен Петросович, родился в 1932 г., в Ленинграде. Окончил Среднюю художественную школу (1946-1953), Живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (мастерская И.А. Серебряного). 1962 г. - член Союза художников СССР. С 1995 г. - член Академии современного искусства С.-Петербурга. Участник около 200 выставок (Ленинград-С.-Петербург, Ереван, Новосибирск, Москва, Рига, Бухарест, Прага, Дрезден и др.); в том числе групповых:
"Одиннадцати" ленинградских художников (I972) и "Девяти" (из той же группы, 1976) в выставочном зале на Охте, а также - вместе с Г. Егошиным и В. Тюленевым, членами группы "Одиннадцати", - в Центральном доме художника (Москва, I962) и "26-ти" - совместно с ленинградцами и москвичами в ленинградском ЦВЗ (1990); и - Дягилевского центра - совместно с Г. Егошиным, А. Заславеким, В. Тетериным (Ленинградский Союз художников, 1992).
Персональные выставки: 1960 г. - Дрезден, Кунст-музеум (графика), 1981 г. - Ленинград, Союз художников; Кохтлаярви, Эстония, 1982 г. - Вологда, Картинная галерея, 1984 г. - Новосибирск, Союз художников, 1985 г. - Сосновый Бор, ДК ЛАЭС, 1986 г. - Ленинградский Союз писателей; Паланга, Литва (гранка), 1987 г. - Дом-музей Ф.М. Достоевского; Таллии, Дворец Кадриорг (графика); Ярославский художественный музей, 1988 г. - Кострома, Художественный музей, 1994 г. - С.-Петербург, Муниципальный культурный центр (дворец Белосельских-Белозерских), 1997 г. - Москва, Выставочный зал редакции журнала "Наше наследие". 1998 г. - C.-Петербург, ЦВЗ, Франция, Бэрр-лез-альп, (ассоциация по сохранению русского культурного наследия во Франции).
Художнику принадлежит оформление ряда театральных спектаклей, а также исполнение эскизов монументальных росписей и витражей. Работы находятся: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С.Пушкина и других музеях страны, а также - зарубежных собраниях (всего 35 музеев стран СНГ и дальнего зарубежья), в том числе: Стейделик Музеум, Амстердам, Музей современного искусства д-ра Людвига, Кельн, Дрезденский Кунст-музеум, а также в частных коллекциях стран Балтии, США, Франции, Германии, Голландии, Дании, Финляндии, Италии, Португалии, Китая, Кореи, Польши, Болгарии.
|