| Алесандр Колдер "Ловушка для омара и рыбный хвост" | Кинетическое искусство - в ХХ веке вид пластического искусства, в котором используются мобильные и трансформирующиеся формы, приводимые в действие рукой, воздухом или мотором. Кинетические объекты вносят в искусство органический элемент, но и превращают произведение в род машины, отдаляя его от природы.
На русской почве мобильные элементы появились как развитие супрематизма Малевича в проектах скульптур И. Клюна, оставшихся нереализованными (1918-1919). "К. ритмы" провозгласил в своем "Реалистическом манифесте" (1920) Н.Габо, ставший первым в мире последовательным мастером к. скульптуры. Его первая мобильная работа, "К. конструкция" (1922, гал. Тейт, Лондон), стоящая вертикально и вибрирующая проволока, принимала разные формы в зависимости от положения груза. Трансформирующиеся конструкции минималистического облика в 1919-1920 гг исполняли А.Родченко и К.Иогансон. В 1920-е гг большое распространение получили утопически гигантские к. проекты - "Памятник III Интернационала" В. Татлина (1920), проект памятника Колумбу К. Мельникова (1929), многочисленные проекты синтетической среды, пронизанной движением зрителя и объектов его внимания (выставочные проекты Л.Лисицкого конца 1920-х гг, манипуляция движением масс в театрализованных действах, праздничных демонстрациях и архитектуре). Произведение могло быть понято как аналог движущемуся человеческому телу ("Летатлин" В.Татлина). Обе эти традиции - минималистического объекта-мобиля и синтетической к. среды - были унаследованы советскими кинетистами 1960-х гг.
Расцвет кинетизма в мировом искусстве пришелся на 1950-60-е гг (тогда же родился и термин). В СССР к. эффектами активно занималась группа "Движение" (1962-1976). Объекты лидера группы Л. Нусберга, Ф. Инфантэ ("Душа кристалла, 1963) и др. развивали уроки Габо. Группа занималась проектированием синтетических мистерий с использованием движения света, газа, трехмерных элементов и кинопроекций (проекты в основном не были осуществлены). Параллельно к.и. занимался В. Колейчук, в составе созданной им группы "Мир" (1967-68) и отдельно (к. объекты, проекты самовозводящихся структур, проекты тотального театра), а также группа "Арго", созданная отделившимся в 1970 г. от группы "Движение" Ф. Инфантэ. В 1980-90е гг к.и. балансирует между сферами минималистской скульптуры и экспериментального дизайна.
|