Направление в итальянской живописи и графике середины 1940-х-середины 50-х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской художественной культуре - всенародный демократический подъём в результате движения Сопротивления и распространения социапистических идей, возрождение традиций итальянского искусства (прежде всего веризма), а также творческое использование художественных приёмов ряда течений европейского искусства 19-20 вв.(романтизма и экспрессионизма, например). Художники-неореалисты (Р. Гуттузо, Г. Мукки, А. Пиццинато, К. Леви, Р. Веспиньяни, Дж. Дзигайна и др.) стремились к правдивому отражению действительности во всей остроте её противоречий, к утверждению в искусстве новых духовных ценностей и новых героев - людей труда, с их жизненной стойкостью и внутренним достоинством, к воплощению героики борьбы против фашизма и отстаивания социальной справедливости, к передаче как широкой панорамы, так и повседневных коллизий народной жизни. Близкие неореализму тенденции проявились в послевоенном изобразительном искусстве не только Италии (например, во Франции - творчество Б. Таслицкого, А. Фужерона и др.).