ПОИСК   
Жанры фотографии
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Помощь начинающим
Профессионалам
Жанры фотографии
Современные фотохудожники
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Жанровая фотография

    В изобразительном искусстве термином "жанровая" пользовались ещё в 17 в. Жанровая живопись характерна обращением к событиям и сценам повседневной жизни. В произведениях художников-жанристов нетрудно заметить интерес к простым, безыскусным сюжетам, к повествовательности, к психологизму в обрисовке характеров. Все эти качества, имеющие сильные традиции в истории русской живописи (вспомним хотя бы работы передвижников), оказались близки фотографии - её языку, её выразительным возможностям.

    В ранних жанровых съёмках фотограф, подобно художнику, находил натурщиков, одевал их в соответствующие одежды, помещал в нужный интерьер, давал исполнителям режиссёрские указания и получал в итоге композицию, которая весьма напоминала картину, написанную живописцем. Сегодня кажутся примитивными жанровые фотографии первых десятилетий существования светописи, снятые в условиях ателье. Фотографы той поры ухитрялись разыгрывать в студии всё, даже сцены охоты в лесу. Например, так был создан в 1860-е гг. снимок "Сцена лесной охоты". Для этого снимка канадский фотограф В. Нотман выстроил в ателье лес из бутафорских деревьев, камней и мха. Он одел в охотничьи костюмы двух натурщиков, одному из них дал в руки ружьё, велел вскинуть его на изготовку, тут же в двух шагах от охотников расположил чучело зверька, на которого "идёт охота".

    Ныне, когда заходит речь об ограниченных возможностях пикториальной съёмки середины 19 в., всегда приводят эту композицию: она как нельзя лучше показывает бесплодность пути подражания живописи. Однако необходимо оговориться. В последние десятилетия меняются взгляды на сущность раннего фотоискусства. Обнаружено, например, что в далёком прошлом существовали жанровые снимки, в которых жизнь представала в своей подлинности. Таков снимок "Приставная лестница" Ф. Талбота, снятый в 1845 г. Фотография эта - одна из ранних, поэтому в её композиции нет динамики, но бытовой сюжет прочитывается весьма чётко: у каждого из трёх участников происходящего есть своя собственная роль, продиктованная жизненными обстоятельствами. Этот пример прекрасно доказывает, что ранняя жанровая фотография имела по сравнению с живописью и принципиальное своеобразие. Художник, создавая своё полотно, все его детали от начала и до конца сочиняет. Даже если сюжет подсказан жизнью, конкретное воплощение взволновавшей художника ситуации всегда есть вымысел. Способность изобразительного искусства быть достоверным средством, свидетельствующим о реальных событиях, проявляется чаще в историческом жанре, в портрете. Бытовой же жанр, лирический пейзаж, как правило, связаны с авторской фантазией, фотограф также мог (да и может) творить на основе своей фантазии. Но в фотографии наряду с живописным принципом построения композиции есть и другой, восходящий непосредственно к возможностям съёмочной камеры. Фиксируя жизнь такой, какая она есть, фотограф, обладающий наблюдательностью и художественным вкусом, способен создавать бессчётное количество жанровых произведений, в которых будут и зорко подмеченные жизненные детали, и полноценные человеческие характеры, и непреднамеренный юмор, и тоска, и страдание.

    Важным рубежом в развитии фотографии стало появление высокочувствительных материалов и, соответственно, моментальных затворов. Сразу отпала необходимость прибегать к помощи натурщиков, которые, принимают нужные фотографу позы и долго сохраняют их перед объективом. Натурщиков заменили случайные прохожие, участники массовых празднеств - все те, кто привлекал внимание человека с фотоаппаратом. Эра портативных фотокамер стала одновременно порой расцвета жанровой фотографии. Лёгкость (может быть, далее чрезмерная) в получении моментальных снимков привела к "взрыву" произведений на бытовые темы. Практически каждый владелец современного фотоаппарата получил возможность фиксировать сценки из жизни в неограниченном количестве. А кажущаяся простота получения таких изображений привела к небрежности в выборе композиции: людям казалось, что большое количество быстро снятых кадров само собой может перейти в качество найденного образа. Это заблуждение до сих пор наносит вред фотоискусству, снижает уровень творческих критериев.

    Вопрос о критериях жанровой фотографии весьма непрост. Две крайности фототворчества готовы свести на нет усилия фотографа. Одна из них - откровенное следование формам живописи. Она вполне удовлетворяла в течение первых десятилетий существования светописи. Но сегодня, когда фотография выработала собственный художеств, язык, изобразительные средства, взятые напрокат, её удовлетворить не могут. Другая крайность - неумеренность в использовании чисто фотографических возможностей, стремление подменить творческие намерения фотографа фиксаторскими способностями фотоаппарата. Достоинства жанровой фотографии обретаются на перекрёстке возможностей, присущих фотоаппарату, в пластической культуре, идущей от изобразительного искусства. Конечно, эта формула, верная в общих чертах, не способна выявить всё богатство возможных решений в жанровой фотографии. Для понимания проблемы необходимо рассмотреть и такие немаловажные обстоятельства творчества, как воплощение в снимке типичных сторон повседневной жизни, выявление человеческих характеров, отражающих дух времени.

    Когда говорят о фотографическом воплощении исторических реалий, то обычно называют произведения, относящиеся к журналистским жанрам: репортажу, очерку, фотосериям. Традиционные жанры фотоискусства, в т. ч. и бытовой жанр, в этой связи незаслуженно не упоминаются. В то же время произведения жанровой фотографии являются чувствительным барометром общественной жизни, с точностью воссоздают её параметры.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь