ПОИСК   
Жанры фотографии
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Помощь начинающим
Профессионалам
Жанры фотографии
Современные фотохудожники
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Натюрморт

    Натюрморт (от французского nature morte, буквально - мёртвая природа)-изображение неодушевлённых предметов быта, атрибутов какой-либо деятельности, цветов, плодов, битой дичи, пром. изделий, произведений прикладного искусства и т. п. Средствами фотонатюрморта не только осуществляется выразит, воспроизведение различных предметов с характерными особенностями их поверхности, подчёркнутой материальностью, что вызывает вполне определённые ассоциации, но и достигается решение более сложных, подлинно художеств, задач, когда, например, с помощью так называемых предметных композиций создаются своеобразные картины жизни, и рассказывается об отсутствующем в кадре человеке. Выразительные средства натюрморта необычайно разнообразные, а круг тем практически неисчерпаем.

    Жанр натюрморта начал складываться сразу с возникновением фотографии. Первым снимком Л. Дагера, снятым на дагерротипную пластинку, был натюрморт (уголок мастерской художника, 1837). К жанру натюрморта можно отнести и некоторые работы двух др. изобретателей фотографии - Н. Ньепса и ф. Тальбота (напр., калотипии последнего из альбома "Карандаш природы", 1844). Развитие жанра не сковывали скромные возможности светописи того времени, которые ограничивались низкой чувствительностью фотоматериалов и необходимыми в связи с этим длительными выдержками. Неподвижные предметы натюрморта можно было экспонировать сколь угодно долго, а выбор и компоновка их зависели только от фантазии фотографа. При этом фотохудожники использовали одни и те же традиционные предметы и создавали натюрморт по правилам, принятым в живописи.

    Освоение фотографией своих собственных специфических изобразительных средств, отличных от живописи, сказалось и на понимании натюрморта. Расширялся круг предметов и мотивов натюрморта, в него всё больше проникала окружавшая художника повседневная реальность. В сюжетах натюрморта появились элементы др. жанров.

    Натюрморт нашёл достойное место в творчестве многих представителей мировой фотографии. Используя накопленные находки в области жанра и новые возможности непрерывно развивающейся фотографии, фотохудожники всё решительнее вводят в современный натюрморт изображение предметов, воссоздание фактуры которых средствами живописи практически невозможно (напр., гладкости белого яйца, поверхности среза свежевыпеченного хлеба и т. п.). Требования максимальной достоверности, точности и полноты передачи фактуры предметов предъявляются к натюрмортам, используемым в рекламных целях. Поэтому желательно установить меру достоверности фотографии с точки зрения нашего визуального восприятия.

    В 1927 г., предполагая издать альбом "Каракульские смушки", крупнейший специалист по овцам академик М. Ф. Иванов предложил Г. Н. Сошальскому сфотографировать одну шкурку определённого сорта. Целью издания была паспортизация сортов, при этом требование к фотографии было одно - обеспечить сходство с оригиналом. Виртуозу прикладной фотографии понадобилось три попытки, прежде чем результат был признан удовлетворительным. Воспроизвести форму завитков оказалось несложно. Но чтобы однозначно передать вид меха, необходимо было воспроизвести его среднюю светлоту и соотношение яркостей всех элементов, в частности, среднесерых, бликующих и самых тёмных, почти чёрных. Этот пример характеризует основной критерий внешнего правдоподобия фотографии. Во всех случаях, когда наш визуальный опыт в состоянии оценить общую светлоту и соотношение яркостей на объекте, правдоподобие его изображения определяется качеством их воспроизведения на картине. Естественная тональная передача объекта была ещё и следствием определённой техники увеличения. Как известно, на линейном участке характеристической кривой плотности негатива обратно пропорциональны яркостям объекта. Контактная печать эту зависимость не искажает. Но проекционная печать сильнейшим образом изменяет соотношение яркостей на позитиве в зависимости от структуры света, падающего на негатив. Ещё в "Фотографическом листке" за 1916 г.(? 1) весьма остроумно показано прохождение света через разные плотности негатива в зависимости от структуры светового потока. Рассматриваются и точечный источник в конденсорном увеличителе и бесконденсорная проекция. Выясняется, что одинаково проходит через разные плотности негатива только самый рассеянный свет (создавая тем самым на экране увеличителя яркости, обратно пропорциональные плотностям негатива). Направленный свет, особенно от точечного источника, пронизывает светлые и тёмные места зернистого эмульсионного" слоя совершенно по-разному, что сводит к нулю ценность линейного воспроизведения яркостей на негативе с точки зрения правдоподобия.

    Вопрос о тональном правдоподобии был рассмотрен на съёмке плоского объекта. Большинство же изобразительных задач прикладной фотографии связано с наглядной передачей объёмных форм. Существует простой способ сделать эти формы геометрически правдоподобными: привести угловое поле объектива в соответствие с нашим зрением. Человек воспринимает линейную перспективу пространства в пределах угла 20-25?. Оптика с таким угловым полем обычно называется портретной, но старые прикладники очень часто использовали её в своих целях даже на камерах, имевших уклоны для устранения геометрических искажений. Вообще наглядное изображение предметов - труднейшее дело. Мало найти наиболее выразит, проекцию, нужно поставить свет, дающий максимальную информацию об объёмах и поверхностях предмета, сохранив световое единство при любом количестве источников. Задача при этом усложняется, если часть поверхностей предмета бликует, а часть остаётся совершенно чёрной. Из сказанного следует вывод, что даже в границах прикладных задач, где, как принято думать, изображение - дело техники, фотография - довольно "лживое" изобразит, средство. Воспроизведение многих отдельных черт даёт нам возможность узнавания. Достижение сходства требует от фотографа изощрённого изобразительного мастерства, невозможного без высокой визуальной культуры. Зато если такой уровень имеет место, фотограф может заговорить о красоте обыденного.

    Верность натуре наивысшее воплощение нашла в натюрмортах А. Хлебникова. Нарезанный хлеб, молоко в бутылке, яйца на тарелке - обычные предметы его необычных картин. Необычность - в предельной простоте (разумеется, кажущейся), которую мастер возводил в принцип. Предметы, изображённые на черно-белой фотографии со всей мерой её условности, хочется потрогать руками. Интересно, что мастер не злоупотреблял фактурностью, находя здесь естественную меру.

    Подробно "описать" предмет, выявляя его красоту, и подчеркнуть её красотой композиции - такова задача классического натюрморта. Красотой композиции могут отличаться и фотограммы - самый декоративный вид натюрмортов, создаваемых без съёмки и печати наложением предметов на фотобумагу (после чего ещё может следовать множество манипуляций). Даже в случаях с полупрозрачными предметами главное выразительное средство фотограмм - линия. Классический натюрморт имеет большое значение для совершенствования фотографических навыков, особенно тонального и композиционного видения, и находит применение в рекламе.

    Рассматривая вопрос об эмоциональной выразительности собственно композиции, имеющей первостепенное значение в жанре натюрморта, следует подчеркнуть несколько известных закономерностей. Столкновение чёрного и белого, обилие резких ломаных линий вызывают ощущение борьбы, драматизма. Затягивающая взгляд темнота таинственна и тревожна. Светлая картина, плавные линии успокаивают и радуют. Но главное - эмоциональный строй композиции должен соответствовать сюжету картины, это решающий признак её художеств, совершенства. Эмоциональный диапазон предметных композиций ничем не ограничен, и в этом отношении абстрактный натюрморт может соперничать с любым другим. В наше время стали популярными фотографии, сюжеты которых называют "визуальными событиями". Можно с большим или меньшим успехом искать в них некий тайный смысл, но нельзя отказать им в пластичных находках (особенно со светом), имеющих яркую эмоциональную окраску. В этом направлении композиции могут охватывать нетрадиционные для натюрморта пространства. Фрагменты городских дворов и улиц с форсированным световым решением - экспрессивные и совершенно условные, обнаруживают преимуществ. интерес не к натуре, а к яркой форме, и по этому признаку могут быть вполне отнесены к композиционно-эмоциональному натюрморту.

    В сюжетном (иногда остросюжетном) натюрморте предметы имеют, прежде всего, смысловую ценность. Замечено, что когда самый невзрачный предмет на картине чрезмерно выделяется, зритель пытается понять причину его появления. Но бывает, что предметы, как бы символизируя самих себя, приоткрывают жизнь, о которой мы обычно и не подозреваем. Время изменяет не только живое, оно оставляет следы и на предметах. Многие из них, проживая среди людей, вызывают ассоциации, выходящие далеко за рамки предметного мира и отражающие жизнь отсутствующего в картине человека. В тех случаях, когда "герои" картин происходят из области природы, их прочтение возможно как экологическое, если из области быта - начинается социальный натюрморт. Возможность последнего удаётся резко расширить, привлекая фрагменты интерьера. Показ драмы вещей налагает жёсткие требования на эмоциональный строй соответствующих композиций - он не может быть ни радостным, ни облегчённым. Исторически время может выразиться в предмете так, что он будет восприниматься как знамение времени. Это уже область социального натюрморта, иногда с политической окраской. Сюжетные примеры - колючая проволока или шедевры монумент, пропаганды. Обнаружить и раскрыть в предмете нечто подобное можно не иначе, как высказав к нему своё отношение. Оно должно повлиять на пластическую трактовку предмета, в котором можно подчеркнуть и прекрасное и безобразное. Соединение предметов может превращать их в символы явлений и придавать сюжету неожиданно глубокий смысл. Обычные предметы в необычной среде могут подниматься до уровня социального исследования или оказаться иллюстрацией политических принципов. Слеза на "щеке" почерневшего на ветке яблока - это 1941 г., погнутое пенсне на разорванной старинной книге - образ, в котором можно увидеть последствия обыска, а шире - недавнюю судьбу интеллигенции. Но чтобы подобные сюжеты стали фактами искусства, трагические символы надо в полной мере пережить и показать их абсолютно без фальши. При этом композиционное решение должно быть внутренне напряжённым. Разумеется, в связи с др. предметами могут возникать и комические ассоциации. В предметном мире возможны также находки, дающие зрителю ассоциативные ходы благодаря неожиданным пластическим перекличкам с одушевлёнными предметами. Решающую роль в возникновении таких ассоциаций обычно играет линия. Предметы могут танцевать, общаться, находиться в самых странных отношениях. В сочетании с названием возможны острокомичные или трагические эффекты. Важно, чтобы изобразительное решение в целом эмоционально не противоречило характеру предметов натюрморта. Существует также комедия названий, лозунгов, вывесок, указателей и т. п., попавших в неожиданную обстановку. Прочитанные фотографически серьёзно, т. е. снятые в окружающей обстановке и напечатанные как выставочные, они вызывают комический эффект.

    Таков далеко не полный перечень возможных направлений простейшего жанра фотографии, допускающего полную свободу в трактовке натуры - как пластическую, так и смысловую.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь