Сергей Зарянко (1818-1870/71) вошел в историю русского искусства как замечательный портретист. В лучших из них, написанных в 1840-х - 50-х гг., глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью. "Это не живопись, а натура, оживленные и одушевленные изображения... В глазах живая влага, выпуклость - эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста... верность натуре доведена до той степени, что вы невольно забываете полотно, видите перед собою живого человека", - пишет современник в обзоре выставки 1850 г. о портрете скульптора Ф.П. Толстого.
Он был учеником Венецианова. Обучаясь в классе профессора М. Воробьева в Академии искусства, Зарянко одновременно продолжал брать уроки у Венецианова. Зарянко начинал с рисования интерьеров и лишь потом стал портретистом.
Первой интересной работой, которая привлекла внимание критиков была картина "В холле юридического училища" (1840-41). В 1843 году он закончил работу "Вид внутри Никольского кафедрального собора", в которой он очень точно передал все детали интерьера. После окончания этой работы художник практически ослеп. Эта работа принесла ему звание академика.
В этом же году Зарянко переехал в Москву, где начал преподавать живопись в Александровском институте для сирот и Московском архитектурном училище. В 1846 году он возвращается в Санкт-Петербург и преподает в военном училище. В Санкт-Петербурге он прожил 10 лет и создал ряд замечательных портретов, включая портрет Федора Толстого.
В 1853 г. художнику было присвоено звание профессора. Однако, являясь замечательным мастером, признанным главой нового конкретно-натурного направления в портретной живописи, Зарянко так и не смог добиться права преподавать в АХ. В январе 1856 г. он вынужден был согласиться принять должность инспектора и старшего профессора в МУЖВ. Среди его учеников - В.Г. Перов, В.Е. Маковский и др.
Последний, московский период жизни художника, охватывающий вторую половину 1850-х и 1860-е гг., в основном отмечен педагогической деятельностью. Свое дарование портретиста он почти исчерпал, используя в работах одни и те же приемы, заглаживая до лоска живописную поверхность холста. Все это вызывало справедливую критику, не мешавшую, однако, Зарянке напряженно работать.
|