Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962) - Художник-живописец, постановщик театральных проектов, график, иллюстратор книг, первая женщина-художница, взявшая на себя роль авангардиста. Она восхищала современников редким многообразием своего дарования. Ее ранний период продолжался приблизительно до 1907 года, когда художница отдавала предпочтение технике пастели, изображая городские парки, улицы со старыми домами. В их трактовке угадываются уроки искусства французских художников группы "Наби".
Мягкий лиризм ранних работ очень скоро сменился последовательным неопримитивизмом. Многие натюрморты этого времени несут на себе печать глубокого изучения творчества Ван Гога, Гогена, а также кубизма, только что созданного Пикассо и Браком.
К рубежу десятилетий относятся и наиболее значительные произведения художницы на бытовые сюжеты, где первое место занимают крестьянские мотивы. Гончарова выбирает те ситуации, которые искони присутствуют в жизни: сцены труда, крестьянских увеселений. В образах ее картин всегда угадывается глубинная "первобытная" сила. В поисках "высокой темы" Гончарова обращается к традиционным религиозным сюжетам, часто сильно преображая первообразы.
На рубеже 1900-х - 1910-х, кроме экспрессионистического примитивизма, Гончарова работала и в иных стилях. Весьма последовательно она использовала язык искусства былых эпох, от Древнего Египта до народного искусства России. Такая свобода выбора была подкреплена теоретически - идеей `всечества` (от слова "всё"), которое открывало путь к использованию любых традиций, толкуя историю мировой художественной культуры как предмет для заимствований и и новыых интерпретаций.
В большей мере, чем другие русские художники, Гончарова оказалась причастна к идеологии футуризма, изображая индустриальные мотивы, которые подчинены ритмам больших городов. Отдала она дань и беспредметной живописи, ее варианту, созданному М.Ф. Ларионовым, лучизму.
Творческий облик художника позднего, парижского периода его жизни, в основном определяется работой в театре.
|