| Курящий солдат
| Михаил Ларионов (1881-1961) - русский живописец-авангардист. М.Ф. Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К.А. Коровина и В.А. Серова. В училище Ларионов познакомился с Н.С. Гончаровой, ставшей его верной соратницей.
На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как `Розовый куст`, `Сад`, `Рыбы при закате` (все 1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, `Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.
В 1907 г. Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский лубок, ремесленную вывеску и т. п. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии `Франты` и `Парикмахеры`. На выставке `Бубновый валет` 1910 г. он демонстрирует полотно `Хлеб`, напоминающее вывеску булочной. На выставке `Ослиный хвост` 1912 г., организованной самим Ларионовым, где также участвовали Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А В. Шевченко, М. 3. Шагал, были выставлены картины из `солдатской серии`. В них сказались собственные впечатления художника от военной службы, которую ему пришлось проходить после окончания училища в 1910 г. Примитивизм Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.
В 1910-х гг. Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, в 1913 г. подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие - из коллекции Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков.
Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г. состоялся диспут на тему `Восток, национальность и Запад`, предшествовавший открытию выставки `Мишень`. На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою `восточную` ориентацию.
На выставке `Мишень`, где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла `Венеры` и четыре холста `Времена года` (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. `Мишень` стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Уже диспут `Мишени` включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: `Петух и курица`, `Лучистая скумбрия и колбаса` и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - `14. Футуристы, лучисты, примитив` (1914), `1915 год`. В том же 1913 г. Ларионов публикует брошюру `Лучизм`, манифест `Лучисты и будущники`, в которых формулирует теорию нового течения: `Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. Луч условно изображается на плоскости цветной линией`. В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства.
С 1912 г. Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А.Е. Крученых, В.В. Хлебникова, К.А. Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность.
В 1914 г. Ларионов участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен. В 1915 г. по приглашению С.П. Дягилева вместе с Н. С. Гончаровой присоединился к труппе `Русского балета`, путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций. Оформил балеты `Русские сказки` на музыку А. К. Лядова (1916), `Шут` С.С. Прокофьева (1921) и др. В 1920-х гг. он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов.
С 1919 г. Ларионов и Гончарова поселились в Париже. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве и пр.
|