ПОИСК   
Художники
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Направления живописи
Художники
Современные художники
Художники-фантасты
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Григорьев Борис Дмитриевич

    Галерея

    Борис Григорьев (1886 - 1939) был одним из самых дорогих и престижных портретистов России 1910-х гг., и в двадцатые годы сохранил это звание, уже работая в Америке. Остались десятки им созданных портретов, среди них чуть ли не вся русская интеллигенция начала века: Скрябин и Рахманинов, Шаляпин и Мейерхольд, Добужинский и Рерих, Клюев и Горький, Розанов и Шестов, Керенский и Л. Брик - вот далеко не полный список этой портретной галереи. А кроме того жанровые сцены Рыбинска и Парижа, Нью-Йорка и Сантьяго, пейзажи Европы, Северной и Южной Америки. И сотни, тысячи рисунков...

    Родился Григорьев в Москве. Учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1900 - 1907) и в Высшем художественном училище при Петербургской академии художеств (1907 - 1913). Его учителями были А. Архипов, Д. Кардовский. Раннее творчество Григорьева близко модерну в мирискусническом его варианте, с характерной для этого стиля декоративностью, орнаментальной ритмизацией, гиперболичностью и гротесковостью образов. В этой манере выполнены рисунки и иллюстрации Григорьева для изданий А.Е. Бурцева, известного в начале двадцатого столетия издателя роскошных малотиражных изданий и коллекционера, покровительствовавшего многим малоизвестным живописцам. Для Бурцева Григорьев выполнил иллюстрации русского фольклора к нескольким выпускам сборника `Свободные часы` и к книге `Жизнь русского народа. Его нравы и обычаи в картинах художников и в снимках с натуры` (1914). Кроме того, Бурцев посвятил творчеству Григорьева несколько выпусков своего `Журнала для немногих` (1913 - 1914).

    Начиная с 1913 г. Григорьев постоянно участвовал в выставках объединения `Мир искусства`, хотя идеи `мирискусников` он вряд ли глубоко разделял. Еще в 1909 г. Григорьев входил в возглавляемую Н. Кульбиным `Студию импрессионистов` - объединение левых художников, близких к футуризму. Творческие поиски русских футуристов не прошли для Григорьева бесследно, но футуристом он не стал.

    Он иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина и И.С. Тургенева, В. Каменского и Саши Черного; делал рисунки и карикатуры для журналов `Сатирикон` и `Новый Сатирикон`. Им выполнены эскизы декораций и костюмов к постановке (не осуществленной) оперы Н.А. Римского-Корсакова `Снегурочка` в Большом театре. Современники восторженно отзывались об оформлении Григорьева одного из залов артистического кабаре `Привал комедиантов`.

    А помимо живописи и графики он сочинял стихи, создал роман и книгу мемуаров, писал статьи об искусстве и художниках. Его замыслы были грандиозны и впечатляющи: картины, циклы и серии работ - `Расея`, `Лики России`, `Лики мира`.

    Настоящий Григорьев начинается после поездок в Париж. Несколько месяцев, проведенных там в 1911 и 1913 г.г., художника научили многому. В Париже он много работал (создал несколько тысяч рисунков). Парижские рисунки сделали Григорьева знаменитым.

    Из отдельных парижских рисунков сложился большой цикл, названный художником `Intimite`, а в нем отдельные серии: `Женщины`, `Парижские кафе`, `История одной девушки`.

    `Intimite` - так же называлась необычная книга, вышедшая тиражом в 1000 нумерованных экземпляров в 1918 г., в нее вошли парижские рисунки Б. Григорьева и две статьи искусствоведов В. Дмитриева и В. Воинова (Борис Григорьев. Intimite. Пг., изд. Б.М. Ясного, 1918). Эти статьи, наряду с блестящим эссе Н. Пунина в ? 8 - 9 `Аполлона` за 1915 г. - лучшее, что написано о творчестве Б. Григорьева до его эмиграции.

    В цикл Григорьева `Расея` (1917) входят 9 картин и 60 рисунке которые он впервые показал на выставке `Мир искусства` 1918 г. В картинах и рисунках `Расеи` Григорьев предстал художником, мыслящим, по выражению А. Блока, `глубоко и разрушительно`. В 1918 г. была издана книга с одноименным названием (Борис Григорьев. Расея. Пг., Изд-во В.М. Ясного, 1918), которая потом была дважды переиздана с дополнениями за границей.

    В 1919 г. Григорьев с женой и сыном уезжают сначала в Финляндию, затем в Германию.

    В эмиграции бедствовать не пришлось. Слава следовала за ним по Европе и Америке. Он много работал, широко выставлялся, картины его охотно покупали лучшие музеи и крупные коллекционеры. С 1921 г. устанавливается определенный ритм его жизни. Зимой он работает в США, пишет пейзажи Флориды, портреты деловых людей, светских дам, деятелей искусства: А. Ремизова, С. Есенина, возвращающегося из Америки, Ф. Шаляпина, актеров Московского Художественного театра. В Бретани создает свой знаменитый Бретонский цикл, в Тулоне и Марселе рисует моряков, портовые улочки и таверны.

    В 1927 г. Григорьев купил землю в провансальской деревушке Кань, недалеко от Ниццы, построил там дом с намерением окончательно в нем обосноваться. Однако в том же году его приглашают в Чили профессором Академии художеств в Сантьяго. В Чили его называют `великим русским художником`. Но поработать профессором ему не удалось - в 1928 г. в Чили происходит правительственный переворот и контракт с ним аннулируется. Впрочем, в 1936 г., после очередного переворота, его опять приглашают в Чили. В 1927 г., возвращаясь из Чили, Григорьев пересек Кордильеры, путешествовал по Аргентине, Уругваю, Бразилии. В 1930 г. возвратился в Кань, где занялся большой картиной `Лики мира`, которую посвятил Лиге наций. В 1932 г. это полотно, после персональной выставки художника в Славянском институте в Праге, приобретает столица Чехословакии. В последние годы он живет, в основном, в Кане, как всегда, много работает, и в феврале 1939 г. там умирает, незадолго до смерти закончив свой последний автопортрет.

    Источник: http://www.silverage.ru

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь