Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593) известен как автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Миланский художник эпохи Ренессанса и придворный живописец пражских Габсбургов, которому с помощью визуальных каламбуров удавалось создавать символические фигуры. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо, и его жизнь. Он родился в Милане. Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Арчимбольдо работал помощником своего отца, украшавшего Миланский собор. Отец Арчимбольдо был дружен с семьей живописцев Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Юноша мог видеть там наброски удивительных чудовищ, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти.
В 1562 г. германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II художник получает придворное звание "Мастера празднеств" за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств. Все у императора было особое - и его кабинет, заполненный произведениями искусства и редкостями, и люди - ученые, астрономы, и такой художник, как Арчимбольдо с его особого рода живописью.
Цикл "Времена года" включает четыре портрета. На полотнах "Лето" и "Осень" - композиции из фруктов и овощей, на портрете "Весна" - цветочная композиция, "Зима" - ветвистое дерево с кислым лимоном. У каждого времени года свои признаки.
"Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека.
Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево - тоже тело. Его кора подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать".