ПОИСК   
Художники
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Направления живописи
Художники
Современные художники
Художники-фантасты
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Дюшан Марсель

    Галерея

    Дюшан Марсель (Duchamp, Marcel) (1887-1968 гг.), французский художник и теоретик искусства, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Творческое наследие невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве 20 века. В 1912 г. ввёл в употребление термин "реди-мейд" (англ. - "готовое изделие"), то есть взятое наобум изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства.

    Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника; учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1910-1911 увлекся физикой и математикой; тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими молодыми художниками организовал `Салон золотого сечения`. Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом.

    В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анре Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна. В 1912, экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений, Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Картину не приняли на Салоне независимых 1912, и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее `взрывом на макаронной фабрике`. Сам автор объяснял концепцию картины как `организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения`. Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу, двадцатипятилетний Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой живописи. В результате возникла концепция изделия `ready-made` (редимейдов) - готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. `Готовые продукты` Дюшана - скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо - были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.

    Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция "Невеста, раздетая своими собственными холостяками", иногда называемая также "Большое стекло" (1915-1923). Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, - сложная и мастерски исполненная шутка: несколько `холостяков`, помещенных в нижней части, `домогаются `невесты`, представленной наверху. Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного мнения и искусства вообще, - нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и борода. На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием `Фонтан`. Ироничное название этого объекта придавало ему статус `произведения искусства`.

    В 1923 Дюшан решил отказаться от занятий искусством, объявив, что оно подпало под влияние бизнесменов и, что еще хуже, принято средним классом. В 1920-е - 1940-е годы он организовал несколько выставок современного искусства. Его `постановки` сюрреалистических выставок 1942 и 1947, в которых должны были участвовать зрители, предвосхитили не только хэппенинги 1950-х и 1960-х годов, но и концепцию современного искусства, согласно которой зритель играет в создании произведения столь же активную роль, как и художник.

    С возникновением в 1960-х искусства поп-арта слава Дюшана возросла; прошли две большие ретроспективные выставки (1966 - Лондон, галерея Тэйт; 1973-1974 - Нью-Йорк, Музей современного искусства). Пожалуй, лучшее выражение идеи Дюшана нашли в его разрозненных заметках, изданных в 1934 под названием Зеленый ящик. Умер Дюшан в Нейи во Франции 1 октября 1968.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь