| "Креветки" | Ци Байши (1863-1957), китайский художник, создавший образцовые произведения в жанре "цветы-птицы".
Родился в деревне Синцзыу (провинция Хунань) 22 ноября 1863 в крестьянской семье. Начал рисовать с детства, в процессе обучения каллиграфии, позднее совершенствовал мастерство, копируя графические образцы из Слова о живописи из Сада с горчичное зерно. В 1880-1889 занимался резьбой по дереву, изготовляя табакерки на продажу, создавал также ксилографические лубочные картинки на традиционные сюжеты о богах и героях. Затем, при поддержке местных меценатов, смог целиком посвятить себя живописи тушью. С 1902 (в особенности в 1906-1908) много путешествовал по стране. В 1919 обосновался в Пекине.
Активно занимался пейзажем (циклы 24 пейзажа Шимэнь, Виды горы Цзе; рубеж 19-20 вв.). Не раз обращался к карикатуре (чиновник-подхалим в виде куклы типа "ванька-встанька" в сатирическом лубке 1901; и др.). Писал исторические и современные портреты. Однако прославился как виртуоз жанров "цветы-птицы" и "травы-насекомые". Работал в русле китайской традиции "исполнительского" воспроизведения манеры старых мастеров (образцами для него были, в первую очередь, композиции таких корифеев национального искусства 16-17 вв., как Сюй Вэй и Чжу Да).
Следуя обычаю, дополнял изобразительные мотивы размашистыми поэтическими надписями и символическими фразами в оттисках печатей. Однако мягкие контуры и плавные ритмы классических образов сменялись у него гораздо более резкими контрастами форм и цветов, нарочитой угловатостью остроэкспрессивного штриха, избегающего полутонов. Писал тушью, используя также краски ярких и чистых оттенков. Международная известность мастера последовательно возрастала, и с годами его поэтические откровения о природе начали восприниматься как символы китайского искусства как такового. Среди типических произведений (картин-свитков) Ци Байши - Двенадцать крабов (1930), Орел на сосне (1946), Креветки среди водорослей (1946), Лотос и лягушка (1953; все работы - в Музее искусства народов Востока, Москва; Цыплята у бананового дерева (1953), Лист дерева бодхи и цикада на красном листе (1955; обе картины - в Музее Гугун, Пекин).
С 1920 преподавал в пекинском Художественном институте (впоследствии - Центральная академия художеств; в 1947 был избран ее главой). Председатель Всекитайского союза работников искусства (с 1953). Лауреат Международной премии мира (1956). Написал (с соавторами) официозное полотно Гимн миру (1955, там же), однако в скрытой символике целого ряда своих свитков выразил достаточно критическое отношение к тоталитаризму.
Умер Ци Байши в Пекине 16 сентября 1957. Помимо каллиграфических мыслей об искусстве на своих свитках оставил и автобиографию, известную по литературной обработке его ученика Чжан Цыси (1962). В Пекине существует дом-музей художника.
|