   | Портрет Ташкенбаева 1927 | Тансыкбаев Урал (1904-1974), узбекский художник, один из основоположников современного изобразительного искусства Узбекистана.
По национальности казах. Родился в Ташкенте 1 (14) января 1904 в семье рабочего. В юности работал на винном заводе, затем, увлекшись рисованием, занимался в студии Н.В. Розанова при Музее искусств в Ташкенте (1924-1928) и Пензенском художественно-педагогическом техникуме (1928-1929) у И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Побывав в Музее нового западного искусства в Москве, испытал сильное впечатление от французского постимпрессионизма. С 1930 жил преимущественно в Ташкенте.
В ранний период, до середины 1930-х годов, выступал как своего рода "узбекский Гоген", певец патриархальной первозданности, создавая звучные по локальному колориту картины и ритмически-плавные рисунки, поэтизирующие традиционный уклад местной жизни: серия монохромных рисунков сепией 1929 (Кузница, Музыканты и др.; Музей искусств Узбекистана, Ташкент), Кочевье, 1931, Музей искусств народов Востока (ГМИНВ), Москва. Его вещи этих лет близки символизму, а с другой стороны - фовизму (Полдень в саду, 1934; Узбек. Самарканд, 1934; и другие картины и листы из Музея искусств Каракалпакии имени И.В. Савицкого в Нукусе, где хранятся наиболее `неофициальные` вещи мастера). В Автопортрете (1935, там же) предстает в образе замкнутого в себе, настороженно-нервного "декадента".
Позднее встроился в программу соцреализма, свободней всего выражая себя в сфере пейзажа, более тонально-сдержанного, но достаточно мощного по колориту и красочной лепке, широкоохватно-далевого по композициям, эпичного, национал-романтического по настроению (Долина Чирчика, 1940, ГМИНВ; Вечер на Иссык-Куле, 1951, Музей искусств Узбекистана; Утро Кайраккумской ГЭС, 1957, ГМИНВ; Март в Узбекистане, 1958; Новый Ангрен, 1962; Алтынтау, 1972; Моя песня, 1972; все работы - Музей искусств Узбекистана).
Умер Тансыкбаев в Нукусе 18 апреля 1974.
|