Пикабия Франсис (Picabia, Francis) (1879-1953), французский художник, один из основоположников дадаизма.
Родился в Париже 22 января 1879 в семье кубинского дипломата; мать его была француженкой. В 1890-е годы брал частные уроки рисования, занимался в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств. В ранний период работал всецело в импрессионистическом духе - отчасти под влиянием К. Писарро, с которым познакомился в 1902.
Перейдя к более радикальным арт-экспериментам, написал в 1909 акварель "Каучук" (Национальный музей современного искусства, Париж), которая стала одним из ранних образцов беспредметного искусства. Разработал своеобразный вариант футуризма - с фигурами, динамически взвихренными в ландшафте либо застывающими в виде конгломерата механических деталей ("Удни - или Американская девушка" - 1913, там же; "Я снова вспоминаю мою дорогую Удни", 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1915-1917 жил в Нью-Йорке, составив вместе с М. Дюшаном и другими кружок дадаистов, сформировавшийся после известной авангардистской выставки "Армори шоу". Способствовал интернациональному резонансу `дадаистской революции` и во время своего пребывания в Барселоне и Цюрихе (1917-1918); участвовал в издании журналов "291" (в США) и "З91" (в Испании). В 1919 вернулся в Париж.
Во второй половине 1910-х годов создал наиболее характерные свои вещи: картины со странными машинами, исполняющими биологические функции ("Любовный парад", 1917, частное собрание, Чикаго; "Дитя-карбюратор", 1918, частное собрание, Париж). Часто снабжал свои произведения нарочито "заумными" названиями ("Эдтаонисл", "Растадада" и т.п.). Ряд вещей рождались в процессе коллективной импровизации - подобно "Какодилическому глазу" (1921, Национальный музей современного искусства, Париж), холсту-"стенгазете", на котором помимо Пикабия расписались Т. Тцара, Ф. Пуленк, С.И. Шаршун и другие его знакомые. В начале 1920-х годов активно обращался к коллажу и ассамбляжу, используя в качестве материалов перья, солому и зубочистки. Примкнул к движению сюрреалистов. В 1924 написал сценарий "балета-абсурда" Представление отменяется, по которому Р. Клер снял фильм "Антракт".
Вскоре мастер как бы устал от авангарда: в его творчестве возобладали неоклассические, импрессионистские, порой откровенно салонные черты. Впрочем, в поздние, послевоенные годы, уже тяжело больной, попытался вновь проявить свой дар экстравагантного выдумщика (монохромные картины с рельефной поверхностью, предвосхищающие постживописную абстракцию).
Умер Пикабия в Париже 30 ноября 1953.