Кочар Ерванд (1899-1979), художник, мастер скульптуры, живописи и графики, представитель символизма и авангарда.
Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 14 (26) июля 1899 в семье чиновника. По национальности армянин. Увлекся рисованием в годы учебы в Нерсесяновской семинарии. Занимался в Школе живописи и скульптуры (1915-1918) под руководством Е.Татевосяна. В 1918 добрался до Москвы, где поступил в Свободные художественные мастерские (будущий Вхутемас), где учился у П.П. Кончаловского. Вернулся в Тифлис (1919), затем уехал в Константинополь (1921), жил в Венеции (1922-1923), где преподавал рисование в школе при армянском монастыре Святого Лазаря. С 1923 жил в Париже. В 1936 переехал в Ереван.
Уже в ранних произведениях, а также в работах парижского периода проявились его символистские пристрастия - в укрупненно-монументальных, приглушенно-таинственных по тону фигурных композициях и натюмортах, выражающих "вечные темы" человеческого бытия ("De profundis", 1919; "Семья - поколения", 1925; обе работы - в Картинной галерее Армении, Ереван; "Девушка с яблоком", 1926, частное собрание, Ереван). По возвращении на историческую родину создал свой главный графический шедевр, цикл иллюстраций к героическому эпосу "Давид Сасунский" (1939, Картинная галерея Армении; последнее издание - 1982), с монохромными гуашами, имитирующими древние, изъеденные временем рельефы ассиро-вавилонского типа. Создал немало мемориальных скульптурных портретов официального типа (композитор Т. Чухаджян, гипс, 1946, Театр музыкальной комедии, Ереван; и др.). С годами все более активно выступал как ваятель-монументалист ("Орел Звартноца" - символический указатель на пути к древнему храму, бронза, 1955). Лучшими его произведениями в этой области являются монументы "Давид Сасунский" (1959) и "Вардан Мамиконян" (предводитель армян в битве с персами на Аварайском поле, 5 в.; 1964; оба - медь, чеканка, установлены в Ереване).
В период "оттепели-застоя" решительно вернулся к авангардным поискам своей юности, развивая их в еще более нетрадиционном и дерзко-экспериментальном ключе. Сочетая черты футуризма и сюрреализма, создавал динамически-"барочные" живописные и графические композиции ("Ужасы войны", 1962), а также особого рода "пространственную живопись", трехмерную, но в то же время насыщенную яркими цветовыми акцентами (Девушка на балконе, 1960).
Умер Кочар в Ереване 21 августа 1979.